Основные процедуры по разборке/осмотру/сборке головки блока цилиндров на двигателях VR6 идентичны процедурам, описанным для остальных двигателей. Вместе с тем, существует и ряд отличий:
— на двигателях VR6 каждая крышка подшипника распределительного вала имеет стрелку, которая должна указывать в направлении, показанном на рис. 2.59. Как и на ряде других двигателей, крышки подшипников распределительного вала асимметричны: будьте внимательны при их установке;
Рис. 2.60. Распределительные валы с крышками подшипников и распределителем зажигания: 1 — крышка подшипника; 2 — гайка, 20 Н·м; 3 — болт, 100 Н·м; 4 — поводок привода распределителя; 5 — распределитель зажигания; 6 — болт, 10 Н·м; 7 — прокладка; 8 — звездочки привода распределительных валов; 9 — распределительные валы |
— чтобы отвернуть болты звездочек распределительных валов, удерживайте звездочки друг относительно друга ( рис. 2.60), пользуясь предусмотренным шестигранником;
— при снятии цепей обязательно нанесите метки, указывающие направление их вращения;
— сначала демонтируется распределительный вал цилиндров 1, 3 и 5 (см. рис. 2.59). Для этого снимаются крышки подшипников № 1 и 7, затем № 3 и 5. Гайки крышек подшипников № 3 и 5 следует отпускать постепенно, чтобы не возникало перекоса распределительного вала и не создавалась нагрузка на крышки подшипников;
— для снятия второго распределительного вала (цилиндров № 2, 4, 6) отворачивают гайки крышки подшипника № 4 и снимают, а затем попеременно и крест-накрест отворачивают гайки крышек подшипников 2 и 6;
Рис. 2.61. Схема сборки головки блока цилиндров: 1 — гидравлический толкатель; 2 — сухари; 3 — верхняя тарелка пружины клапана; 4 — пружина клапана; 5 — маслосъемный колпачок; 6 — направляющая втулка; 7 — головка блока цилиндров; 8 — клапан |
— в случае, если требуется выровнять поверхность головки, сопрягаемую с блоком цилиндров, установите дальнейшую пригодность головки двигателя VR6 к ремонту, проверив размер «а» ( рис. 2.61). Номинальным является значение (140±0,1) мм, а минимальным 139,5 — мм;
— при необходимости допустимо шлифование торца стержня клапана на шлифовальном станке, при этом не должно удаляться более чем 0,5 мм материала;
— тарелки впускных клапанов можно дополнительно обработать шлифованием, но при выполнении условия, что размер «b» на рис. 2.63 не становится меньшим, чем 0,5 мм. Данная процедура недопустима для выпускных клапанов, так как они изготовлены из специального материала;
— каждый распределительный вал предназначен только для соответствующего ряда цилиндров. Эти валы отличаются друг от друга в соответствии с номерами запасных частей: валы для цилиндров 1, 3 и 5 — 021 109 101 М; валы для цилиндров 2, 4 и 6 — 021 109 102А;
— сначала устанавливается распределительный вал цилиндров 1, З, 5. Притягиваются крышки 3 и 5 и затем 1 и 7. Крышки распределительного вала цилиндров 2, 4, 6 устанавливаются в порядке 2 и 6, затем — 4. После установки каждый распределительный вал проворачивают несколько раз, чтобы убедиться, что он нигде не зажат. Гайки крышек распределительного вала затягивают моментом 20 Н·м попеременно и крест-накрест за несколько проходов;
— при установке звездочек привода распределительного вала необходимо, чтобы на определенный вал была установлена соответствующая звездочка; оба болта затягиваются моментом 100 Н·м;
— если хотя бы один распределительный вал был снят, следует очистить оба трехмиллиметровых отверстия и полностью заполнить их герметиком до того момента, когда будет вновь установлена крышка клапанного механизма;
— в первый проход болты головки блока цилиндров затягиваются в показанной на рис. 2.58 последовательности моментом 40 Н·м; во второй — 60 Н·м; затем они доворачиваются еще на 180°.