Снимите поршневые кольца с поршней. Для этого используйте соответствующее приспособление или старый щуп, поскольку кольца очень хрупки и ломаются. Всегда сначала снимайте верхние поршневые кольца. Их повторное использование не допускается.
Удалите нагар в канавках поршня. Для этого вы можете использовать обломок старого поршневого кольца.
Тщательно удалите все следы нагара с днища поршня. После удаления отложений очистите поршни и шатуны керосином или подходящим растворителем и полностью просушите. Прочистите каналы для прохода масла в кольцевых канавках.
Осмотрите поршень на признаки износа или повреждения. Допустимым считается износ в виде вертикального «зерна» на воспринимающих давление поверхностях поршня или как небольшой люфт посадки верхнего компрессионного кольца в канавке. Задиры или царапины на юбке поршня могут указывать, что двигатель был перегрет из-за плохого охлаждения, смазки или слишком высокой температуры сгорания. Следы обгорания на юбке являются признаком просачивания газа из камеры сгорания, возможно, вызванного износом зеркала цилиндра или поршневых колец. Следы выгорания или выкрашивания на днище поршня обычно являются признаком детонационного сгорания, вызванного ранним зажиганием или использованием некачественного бензина. По этой же причине в некоторых случаях может происходить оплавление головки поршня. Следы электрохимической коррозии на головке поршня указывают, что происходит просачивание охлаждающей жидкости в камеру сгорания и (или) картер.
Все перечисленные неисправности, которые были причиной этих повреждений, должны быть устранены прежде, чем двигатель будет возвращен в эксплуатацию, так как в противном случае такое повреждение возникнет снова.
Микрометром измерьте диаметр всех четырех поршней в точке, отстоящей на 10 мм от основания юбки, под прямым углом к оси поршневого пальца. Сравните результаты измерения со значениями, указанными в табл. 2.8. Если диаметр поршня находится вне допуска, произведите замену комплекта поршней. Имейте в виду, что блок цилиндров мог быть расточен во время предыдущего капитального ремонта, соответственно, могли быть установлены поршни увеличенного размера. Запишите результаты измерений и используйте их, чтобы проверить зазоры позже, когда будут измерены диаметры зеркал цилиндров двигателя.
Вставьте новое поршневое кольцо сбоку в соответствующую канавку и измерьте зазор между кольцом и стенкой канавки с помощью щупа ( рис. 2.21). Учтите, что кольца имеют различную толщину и поэтому канавка и кольцо должны соответствовать друг другу. Сравните результаты измерения с требуемыми значениями и, если зазоры находятся вне допуска, замените поршни.
Тщательно осмотрите шатуны, поршневые пальцы и крышки шатунов на отсутствие трещин. Измерьте штангенциркулем диаметр отверстия в верхней головке шатуна и диаметр поршневого пальца. Вычтя диаметр поршневого пальца из диаметра верхней головки шатуна, определите зазор. Если он выходит за допустимые пределы, то нужно развернуть отверстие в поршне и втулку верхней головки шатуна и установить новый поршневой палец.