Аббревиатура VR6, применяемая для двигателей AAA и ABV, означает, что цилиндры имеют V-образное расположение, хотя речь идет о двигателе с конфигурацией блока цилиндров, внешне напоминающей блок цилиндров рядного двигателя. Первая модификация двигателя VR6 ААА рабочим объемом 2,8 л и мощностью 174 л.с. (128 кВт) впервые была установлена в 1991 г. В 1994 г. в результате модернизации был выпущен двигатель с заводским обозначением ABV рабочим объемом 2,9 л и мощностью 190 л.с. (140 кВт). Указанные двигатели отличаются друг от друга диаметром цилиндров, компонентами комплексной системы управления двигателя и применяемым топливом. Поскольку это семейство двигателей имеет существенные отличия от других, устанавливаемых на автомобилях этой серии, далее будет приведено краткое описание особенностей их конструкции и ремонта. Многие системы и элементы конструкции данного двигателя применяются и в других двигателях.
Рис. 2.54. Элементы цепного привода распределительных валов двигателя VR6: 1 — звездочка; 2 — поводок распределителя зажигания; 3 — болт, 10 Н·м; 4 — ось, 25 Н·м; 5 — башмак натяжителя; 6 — натяжитель двухрядной цепи, 20 Н·м; 7 — двухрядная цепь; 8 — звездочка привода двухрядной цепи; 9 — ведомая звездочка однорядной цепи; 10 — натяжитель однорядной цепи; 11 — болт, 11 Н·м; 12 — ведущая звездочка однорядной цепи (выполнена зацело с коленчатым валом); 13 — однорядная цепь; 14 — планка успокоителя однорядной цепи; 15 — палец, 25 Н·м; 16 — палец с заплечиком, 25 Н·м; 17 — болт, 20 Н·м; 18 — планка успокоителя двухрядной цепи; 19 — фланец промежуточного вала; 20 — промежуточный вал |
Особенностью конструкции газораспределительного механизма двигателей VR6 является то, что в их конструкции вернулись к широко применявшемуся в двигателях более ранних выпусков цепному приводу ГРМ. Он содержит две цепи: первая связывает обе звездочки привода распределительных валов с промежуточным валом, вторая — промежуточный вал с коленчатым ( рис. 2.54). За счет такой компоновки звездочки привода распределительных валов имеют меньший диаметр, поэтому головка блока цилиндров более компактна.
Особого внимания заслуживает также и способ подачи топливной смеси, так как при помощи одной головки блока цилиндров смесь должна подаваться в два ряда цилиндров. Поскольку этот двигатель был сконструирован для поперечной продувки, то есть впускные каналы находятся на одной стороне, а выпускные каналы — на другой, это означало бы, что топливная смесь должна достигать трех цилиндров на одной стороне и трех — на другой. Впускной воздухопровод расположен в верхней части головки блока цилиндров, от него к цилиндрам идут раздельные впускные патрубки. Три из этих патрубков подходят непосредственно к цилиндрам со стороны передней части двигателя. Три других патрубка проходят над двигателем и обслуживают цилиндры на тыльной части двигателя. Каждый из впускных патрубков оснащен электромагнитной форсункой. Свечи зажигания расположены со стороны внешней части цилиндров (см. рис. 2.55). Компоненты головки блока цилиндров приведены на рис. 2.56 и 2.57.
Рис. 2.56. Верхняя часть головки блока цилиндров: 1 — кабель свечей зажигания с разъемами и направляющими устройствами кабеля; 2 — крышка распределителя зажигания; 3 — крышка клапанного механизма; 4 — уплотнители кожуха; 5 — верхняя часть впускного коллектора; 6 — болт, 25 Н·м; 7 — кожух головки блока цилиндров; 8 — опора коллектора; 9 — гайка, 1 Н·м |
Рис. 2.57. Нижняя часть головки блока цилиндров: 1 — болт, 24 Н·м; 2 — натяжитель для зубчатого ремня; 3 — болт головки цилиндров; 4 — головка цилиндров; 5 — крышка распределительного вала; 6 — натяжитель сдвоенной цепи, 20 Н·м; 7 — распределитель зажигания; 8 — болт, 25 Н·м; 9 — уплотнитель головки цилиндров |