В процессе эксплуатации автомобиля происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров, старения резинотехнических изделий и другие явления. Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ приведены в таблицах 1—1 и 1—2 ( рис. 1—5, 1—6).
Указание к системе смазки Таблица 1-1
Поз. на рис. 1—5 | Наименование | Перечень работ |
Через каждые 500 км | ||
1 | Картер двигателя | Проверить уровень масла и при необходимости долить |
Через каждые 10000 км | ||
2 | Картер двигателя | Заменить масло |
3 | Кузов | 1. Смазать петли дверей, тягу привода замка капота 2. Смазать трущиеся части ограничителя открывания дверей, шарнир и пружину крышки люка топливного бака, торсионы крышки багажника 3. Смазать салазки перемещения сидений 4. Смазать замочные скважины дверей и крышки багажника 5. Смазать ось, пружину и сухарь фиксатора замка двери |
4 | Картер заднего моста | Проверить уровень масла и при необходимости долить Проверить, нет ли подтеканий масла |
5 | Картер коробки передач | Проверить уровень масла и при необходимости долить Проверить, нет ли подтеканий масла |
Через каждые 20000 км | ||
6 | Ступицы передних колес | Заменить смазку в подшипниках |
7 | Аккумуляторная батарея | Смазать клеммы и зажимы |
8 | Распределитель зажигания | Залить 2-3 капли масла в отверстие масленки |
Через каждые 30000 км | ||
9 | Фланец переднего карданного вала | Смазать шлицевое соединение |
Через каждые 40000 км | ||
10 | Стартер | 1. Смазать винтовые шлицы вала, втулки крышек и шестерню включения 2. Смазать поводковое кольцо привода |
Через каждые 60000 км | ||
11 | Картер заднего моста | Заменить масло |
12 | Картер коробки передач | Заменить масло |
13 | Картер рулевого механизма | Проверить уровень масла и при необходимости долить Проверить, нет ли подтеканий масла |
Указание к схеме чистки, проверки и регулировки Таблица 1-2
Поз. на рис. 1—6 | Наименование | Перечень работ |
Через каждые 500 км | ||
1 | Колеса | Проверить и отрегулировать давление воздуха в шинах |
Через каждые 2500 км | ||
2 | Аккумуляторная батарея | Проверить и восстановить уровень электролита |
Через каждые 10000 км | ||
3 | Электрооборудование | Проверить работу генератора, освещение, световую сигнализацию и контрольные приборы |
4 | Аккумуляторная батарея | Проверить степень заряженности батареи и при необходимости подзарядить |
5 | Ремень привода генератора | Отрегулировать натяжение |
6 | Ступицы передних колес | Проверить и отрегулировать зазоры в подшипниках |
7 | Передняя подвеска | Проверить состояние рычагов, шаровых опор, шарниров рулевых тяг, защитных резиновых чехлов и колпачков, кронштейнов буферов сжатия |
8 | Тормоза передних колес | Проверить состояние тормозных накладок. При необходимости колодки заменить |
9 | Карбюратор | Промыть и продуть топливный фильтр. Проверить работу экономайзера холостого хода и приборов электропневматики |
10 | Воздушный фильтр | Проверить работу терморегулятора воздушного фильтра |
11 | Кузов | Прочистить дренажные отверстия порогов, дверей и полостей передних крыльев. Проверить и при необходимости отрегулировать работу замков дверей |
12 | Распределитель зажигания | Проверить и при необходимости зачистить контакты прерывателя. Отрегулировать зазор между контактами. Проверить и отрегулировать установку момента зажигания |
13 | Топливный насос | Промыть и продуть фильтр |
14 | Масляный фильтр | Заменить |
15 | Колеса | Проверить балансировку колес. Переставить колеса по схеме. Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес |
16 | Система охлаждения | Проверить и восстановить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Проверить, нет ли подтеканий жидкости |
17 | Гибкие шланги тормозов | Проверить состояние и при необходимости заменить |
18 | Система гидропривода сцепления | Проверить и восстановить уровень жидкости в бачке. Проверить, нет ли подтеканий жидкости |
19 | Система гидропривода тормозов | Проверить и восстановить уровень жидкости в бачке. Проверить, нет ли подтеканий жидкости. Проверить работу сигнализатора уровня |
20 | Свечи зажигания | Очистить от нагара и отрегулировать зазор между электродами |
21 | Двигатель | Проверить и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Отрегулировать обороты холостого хода |
22 | Рулевое управление | Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход рулевого колеса |
Через каждые 20000 км | ||
23 | Система вентиляции картера двигателя | Очистить и промыть шланги и пламегаситель. Проверить состояние шлангов, крышки сапуна и крепежных элементов |
24 | Сцепление | Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления |
25 | Детали крепления | Проверить и при необходимости подтянуть крепления всех агрегатов, узлов и деталей шасси и двигателя |
26 | Фары | Проверить и отрегулировать ближний свет |
27 | Аккумуляторная батарея | Зачистить клеммы и зажимы |
28 | Термостат и шланги системы охлаждения | Проверить исправность работы. Проверить состояние шлангов и соединений |
29 | Карбюратор | Промыть и продуть детали карбюратора. Проверить уровень топлива в поплавковой камере |
30 | Воздушный фильтр | Заменить фильтрующий элемент |
31 | Тормоза задних колес и стояночный | Проверить состояние накладок и при необходимости колодки заменить. Проверить и отрегулировать ход рычага стояночного тормоза и свободный ход педали тормоза |
Через каждые 30000 км | ||
32 | Стабилизатор поперечной устойчивости | Проверить состояние резиновых подушек |
33 | Гидравлические амортизаторы | Проверить работоспособность и состояние резиновых втулок |
34 | Регулятор давления | Проверить работоспособность |
35 | Вакуумный усилитель | Проверить работоспособность |
36 | Свечи зажигания | Заменить |
37 | Двигатель | Промыть систему смазки |
Через каждые 40000 км | ||
38 | Стартер | Зачистить коллектор. Проверить износ и прилегание щеток. При необходимости щетки заменить |
Через каждые 60000 км | ||
39 | Генератор | Зачистить контактные кольца. Проверить износ и прилегание щеток. При необходимости щетки заменить |
40 | Система охлаждения | Заменить охлаждающую жидкость |
Регулярно через каждые 500–600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяйте уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке, тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, электролита в аккумуляторной батарее, а также давление воздуха в шинах.
Уровень масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем двигателе. Уровень должен находиться между рисками "МIN" и "МАХ" указателя.
Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо отвернуть пробку в поддоне картера.
Масляный фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом. Новый фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока цилиндров, а затем усилием рук доворачивают его на 3/4
оборота.
Уровень тормозной жидкости при установленной крышке и новых накладках тормозных механизмов должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 3–4 см выше риски "MIN". Проверку уровня и открытие пробки бачка для доливки жидкости проводите только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.
В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. Но при этом температура замерзания смеси повышается и снижается коррозионная стойкость алюминиевого радиатора. Поэтому при первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы и залить в нее охлаждающую жидкость.
Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторной батарее описана в подразделе " Аккумуляторная батарея".
Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, проверяется манометром. Рекомендуем периодически проверять манометр на предприятии технического обслуживания.
Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник ключом на конце колпачка, а если это не поможет, замените его новым.
Если давление падает при исправном золотнике, то отремонтируйте шину, используя специальный герметик, прикладываемый к автомобилю.
Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.
Чтобы избежать повреждения герметизирующего слоя закраины шины, демонтаж и монтаж ее проводите с помощью специального приспособления или на шиномонтажном станке в ремонтной мастерской.
После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса на предприятии технического обслуживания.
При эксплуатации автомобиля с бескамерными шинами избегайте притирания колес к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.п.), так как повреждение обода колеса может вызвать потерю герметичности шины и дисбаланс колеса.
При появлении во время движения вибраций необходимо проверить балансировку колес.