ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Обязательно заменяйте все колодки на одной оси автомобиля, даже если изношена только одна колодка. Если тормозные колодки будут устанавливаться повторно, перед снятием промаркируйте их. При работе тормозных колодок образуется пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль. Для очистки тормозных механизмов используйте только специальный очиститель тормозов. |
Каждый раз при замене тормозных колодок заменяйте возвратную и нижнюю стяжную пружины, так как они постоянно подвергаются нагреву и охлаждению при работе тормозов, в результате чего могут потерять упругость и не полностью отводить тормозные колодки от тормозного барабана.
Для того чтобы не перепутать детали левого и правого задних тормозных механизмов, замену тормозных колодок производите сначала с одной стороны, затем с другой.
Рис. 11.23. Детали барабанного заднего тормозного механизма: 1 – защитный чехол; 2 – поршень; 3 – манжета; 4 – штуцер прокачки; 5 – рабочий тормозной цилиндр; 6 – пружина; 7 – манжета; 8 – поршень; 9 – защитный чехол; 10 – регулировочная планка; 11 – задняя тормозная колодка; 12 – рычаг стояночного тормоза; 13 – С-образный зажим; 14 – Е-образное стопорное кольцо; 15 – рычаг автоматической регулировки; 16 – пружина рычага автоматической регулировки; 17 – пружина фиксации колодки; 18 – элементы фиксации тормозной колодки; 19 – нижняя стяжная пружина; 20 – возвратная пружина; 21 – передняя тормозная колодка |
Устройство заднего барабанного тормозного механизма показано на рис. 11.23.
Заблокируйте передние колеса упорами.
Ослабьте гайки крепления заднего колеса. Поднимите заднюю часть автомобиля и установите ее на опоры.
Отпустите рычаг стояночного тормоза.
Снимите заднее колесо.
Маркером или краской отметьте взаимное положение тормозного барабана и ступицы, чтобы при установке тормозного барабана не нарушилась балансировка.
Рис. 11.24. Уменьшение длины регулировочной планки для отвода тормозных колодок от тормозного барабана |
С обратной стороны защитного кожуха заднего тормоза снимите заглушку и через открывшееся отверстие отверткой и крючком вращайте зубчатое колесо регулировочной планки для уменьшения длины регулировочной планки, в результате чего тормозные колодки отойдут от тормозного барабана ( рис. 11.24). Снимите тормозной барабан.
Очистите тормозные колодки с использованием специальной жидкости и высушите их.
Лезвием отвертки снимите возвратную пружину с передней тормозной колодки ( рис. 11.25).
Снимите тарелку пружины фиксации передней тормозной колодки, нажав на тарелку и повернув ее на 90° ( рис. 11.26).
Снимите переднюю тормозную колодку и отсоедините от нее нижнюю возвратную пружину.
Снимите тарелку пружины фиксации задней тормозной колодки, нажав на тарелку и повернув ее на 90°.
Отсоедините трос ручного тормоза от рычага на задней тормозной колодке ( рис. 11.27).
Снимите заднюю тормозную колодку вместе с регулировочной планкой.
Отсоедините возвратную пружину от задней тормозной колодки и снимите ее и регулировочную планку ( рис. 11.28).
Отсоедините пружину рычага автоматической регулировки от задней тормозной колодки ( рис. 11.29).
Снимите регулировочную планку с задней тормозной колодки.
Рис. 11.30. Снятие С-образного зажима крепления рычага автоматической регулировки к задней тормозной колодке |
Снимите С-образный зажим и отделите рычаг автоматической регулировки от задней тормозной колодки ( рис. 11.30).
Рис. 11.31. Снятие стопорного кольца крепления рычага стояночного тормоза к задней тормозной колодке |
Снимите стопорное кольцо и отделите рычаг стояночного тормоза от задней тормозной колодки ( рис. 11.31).
Выбейте штифт из старой задней тормозной колодки и установите его на новую колодку ( рис. 11.32).
Установите рычаг стояночного тормоза на штифт задней тормозной колодки и закрепите его новым Е-образным стопорным кольцом.
Установите рычаг автоматической регулировки на штифт задней тормозной колодки и закрепите его новым С-образным стопорным кольцом.
Установите пружину рычага автоматической регулировки.
Установите регулировочную планку на заднюю тормозную колодку, затем зацепите возвратную пружину за отверстие колодки ( рис. 11.33).
Нанесите тонкий слой высокотемпературной смазки на защитный кожух заднего тормоза в местах его контакта с тормозными колодками.
Установите трос ручного тормоза на рычаг ручного тормоза.
Установите заднюю тормозную колодку на место, пропустите через колодку штифт, установите пружину и закрепите пружину тарелкой, нажав на тарелку и повернув ее на 90°.
Установите на колодки нижнюю возвратную пружину, затем установите переднюю тормозную колодку на место, пропустите через колодку штифт, установите пружину и закрепите пружину тарелкой, нажав на тарелку и повернув ее на 90°.
Закрепите верхнюю возвратную пружину на передней тормозной колодке.
Соблюдая осторожность, очистите внутреннюю поверхность тормозного барабана от тормозной пыли и грязи. Очистите наружную поверхность тормозного барабана и проверьте на очевидные признаки износа или повреждений, наличие трещин вокруг отверстий под болты крепления колеса. При необходимости замените барабан. Измерьте внутренний диаметр тормозного барабана. Значение максимально допустимого внутреннего диаметра тормозного барабана нанесено на внутреннем фланце барабана.
Установите тормозной барабан на ступицу заднего колеса. Отверткой, вставленной через отверстие с обратной стороны защитного кожуха заднего тормоза, вращайте зубчатое колесо регулировочной планки, пока тормозные колодки не затормозят тормозной барабан, затем поверните в обратную сторону зубчатое колесо на столько, чтобы тормозной барабан вращался свободно. Заглушкой закройте отверстие в защитном кожухе заднего тормоза.
Установите колесо и закрепите его гайками.
Опустите автомобиль.
Несколько раз затяните рычаг стояночного тормоза, чтобы отрегулировать положение задних тормозных колодок.