Система электрооборудования имеет рабочее напряжение 12 Вольт и использует отрицательное заземление. Питание для фар и всех остальных элементов электрооборудования поступает от свинцово-кислотного аккумулятора, который подзаряжается от генератора.
В этой главе описаны операции ремонта и обслуживания для различных элементов электрооборудования, не связанных с двигателем.
Необходимо заметить, что при работе с системой электрооборудования необходимо отсоединять провод отрицательной клеммы аккумулятора для предотвращения короткого замыкания и/ или возгорания.
Предупреждение
Если стереопроигрыватель вашего автомобиля имеет систему кодировки, проверьте, знаете ли вы код активации проигрывателя перед отсоединением аккумулятора.
Обнаружение неисправностей в системе электрооборудования Типичная электрическая цепь состоит из элемента электрооборудования, выключателей, реле, двигателей, предохранителей, пережигаемых перемычек или автоматических выключателей и проводов и соединений, которые соединяют все элементы между собой и подключают их к аккумулятору и массе автомобиля. Для того, чтобы упростить процесс поиска неисправности в конце этой главы приведены электрические схемы системы электрооборудования автомобиля.
Перед началом проверки неисправной цепи, вначале изучите принципиальную схему этой цепи для того, чтобы понять из каких элементов она состоит. Источник неисправности можно отыскать быстрее, если определить, какие из элементов этой цепи работают нормально. Если выходят из строя сразу несколько элементов или цепей, проблема, вероятно, заключается в перегоревшем предохранителе или плохом заземлении, так как зачастую один предохранитель отвечает за несколько цепей.
Проблемы с работой системы электрооборудования обычно вызваны простыми причинами, такими как окислившиеся или ненадежные контакты, перегоревший предохранитель, перегоревшая пережигаемая перемычка или неисправное реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводов (если возможно) и соединений в неисправной цепи перед началом проверки других элементов этой цепи. Если вы собираетесь использовать контрольно-измерительные приборы, используйте принципиальные схемы для того, чтобы определить, какие соединения необходимо проверить для обнаружения неисправности.
Основными приборами, необходимыми для отыскания неисправности в цепи электрооборудования, являются вольтметр (или лампочка на 12 Вольт с соединительными проводами), прибор для проверки целостности цепей, аккумулятор с соединительными проводами и накидным проводом, желательно с автоматическим выключателем, который можно использовать для параллельного подключения к цепи. Перед началом отыскания неисправности с использованием контрольно-измерительного оборудования, изучите принципиальные схемы для того, чтобы определить точки подсоединения.
ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯПроверку напряжения необходимо провести, если электрическая цепь неисправна. Подсоедините один из щупов контрольной лампочки к отрицательной клемме аккумулятора или массе автомобиля. Подсоедините второй щуп к соединению в проверяемой цепи, желательно расположенному как можно ближе к аккумулятору или предохранителю. Если контрольная лампочка загорится, напряжение присутствует: это значит, что часть цепи между соединением и аккумулятором исправна. Продолжайте проверку остальной части цепи таким же образом. Когда вы найдете точку, где напряжение отсутствует, это значит, что источник неисправности лежит между этой точкой и последней точкой, где напряжение присутствовало. Большинство проблем вызвано плохим соединением.
Предупреждение
Не забывайте, что в некоторых цепях напряжение присутствует только, если повернуть ключ в замке зажигания в определенное положение.
ОБНАРУЖЕНИЕ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
Один из методов отыскания точки короткого замыкания заключается в том, чтобы достать предохранитель и подсоединить контрольную лампочку или вольтметр к клеммам подключения предохранителя тогда, когда все остальные элементы электрооборудования этой цепи выключены. В цепи не должно быть напряжения. Подвигайте провода из стороны в сторону и наблюдайте за контрольной лампочкой. Если она загорится, значит, где-то в этой области закорачивает один из проводов, вероятно в том месте, где протерлась изоляция. Такой же тест можно провести на любом другом элементе цепи, включая выключатель.
ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ЗАЗЕМЛЕНИЯПроведите проверку надежности заземления для того, чтобы проверить надежность подключения элемента электрооборудования к массе автомобиля. Отсоедините аккумулятор и подсоедините один из проводов прибора для проверки целостности цепей к массе автомобиля. Подсоедините второй провод к соединению или точке заземления, которое подлежит проверке. Если контрольная лампочка загорится, значит, заземление в порядке.
ПРОВЕРКА ЦЕЛОСТНОСТИ ЦЕПИПроверка целостности цепи необходима для того, чтобы определить, нет ли в цепи разрыва. Отключите напряжение от цепи и проверьте цепь на целостность при помощи лампочки с подключенным источником питания. Подсоедините провода лампочки к концам цепи (или к положительному концу и массе автомобиля); если контрольная лампочка загорится, в цепи нет разрывов. Если лампочка не загорается, значит, где-то в цепи есть разрыв. Точно также можно проверить выключатель, подсоединив контрольную лампочку к клеммам выключателя. После включения выключателя, контрольная лампочка должна загореться.
НАХОЖДЕНИЕ НЕЗАМКНУТОЙ ЦЕПИВизуально отыскать незамкнутую цепь бывает достаточно сложно, так как окислившееся или плохое соединение контактов зачастую сложно заметить. Иногда достаточно просто подвинуть провод соединения или провод в жгуте проводов для того, чтобы устранить эту неисправность. Ненадежная работа элементов электрооборудования также зачастую вызвана окислившимся или плохим соединением.
Нахождение неисправности в системе электрооборудования представляется достаточно простой операцией, если понимать, что работа системы электрооборудования основана на том, что ток течет от аккумулятора через провода, выключатели, реле, предохранители и пережигаемые перемычки к элементам электрооборудования (лампочка, двигатель и т.д.) и на массу автомобиля, откуда он поступает обратно в аккумулятор. Любая неисправность в системе электрооборудования представляет собой помеху в течении тока от аккумулятора или к аккумулятору.