3.3.10. Система заряда батареи
Схема цепи заряда батареи
1. Батарея 2. Главная плавкая перемычка 3. Контрольная лампа разряда 4. Ключ зажтгания 5. Плавкая вставка GAUGE на 10 А | 6. Генератор 7. Встроенный регулятор напряжения 8. Только в автомобилях для США 9. Обмотка статора 10. Обмотка ротора |
Типовое расположение плавкой перемычки вставок
1. Генератор 2. Главная плавкая перемычка 3. Плавкая вставка АМ2 на 30 А 4. Плавкая вставка АМ1 на 40 А | 5. Плавкая вставка IGN на 10 А 6. Плавка вставка GAUGE на 10 А 7. Плавкая вставка ALT-S на 7,5 А 8. Плавкая вставка ALT-Н на 100 А |
Схема для проверки тока разряда батареи | 1. Амперметр 2. Батарея 3. Отсоедините провод от вывода В 4. Вольтметр 5. Генератор |
Cистема заряда состоит из генератора переменного тока, встроенного в генератор регулятора напряжения, цепи контрольной лампы заряда, батареи, плавкой перемычки и соединительных проводов (см. рис.
Схема цепи заряда батареи). При совместной работе этих устройств обеспечивается питание таких потребителей как система зажигания, приборы освещения и сигнализации, радиоприемник и др. Привод генератора осуществляется от ремня в передней части двигателя.
Автомобили, рассматриваемые в настоящем Руководстве, комплектуются генераторами фирм-изготовителей Nippondenso и Delco. Регулятор напряжения предназначен для поддержания напряжения генератора на заданном уровне. При резком повышении напряжения на выходе генератора регулятор предотвращает броски тока и перегрузки в цепи питания.
Плавкая перемычка представляет собой отдельный отрезок провода, который включен последовательно с пучком соединительных проводов от батареи и распложен внутри моторного отсека (см. рис. Типовое расположение плавкой перемычки вставок). Наряду с главной перемычкой в систему заряда входят дополнительные плавкие вставки, которые представляют собой отрезки провода со строго заданной площадью поперечного сечения. Площадь сечения вставок меньше чем у проводов той цепи, которую защищает данная вставка. В подразделе 12.2 приводится более подробная информация по плавким вставкам.
Периодического ухода за системой заряда как правило не требуется. Однако, следует периодически осматривать ремень привода генератора, батарею и соединительные провода (осмотр проводится с периодичностью через каждые 12000 км или 6 месяцев).
Контрольная лампа заряда на панели приборов загорается при включении зажигания и после пуска двигателя гаснет. Если лампа не гаснет после пуска двигателя, то в цепь заряда неисправна. Некоторые автомобили оборудуются вольтметром. Если вольтметр показывает очень высокое или очень низкое напряжение, то цепь заряда нуждается в проверке (см. подраздел 3.3.4).
Предупреждение При подключениях проводов внутренней цепи автомобиля и внешних устройств следует соблюдать следующие меры предосторожности: – при соединении батареи с генератором всегда соблюдайте полярность подключения; – перед ремонтом любого участка автомобиля электросваркой отсоедините провода от генератора и от вывода батареи; – недопустимо запускать двигатель при подключенном зарядном устройстве; – перед подключением зарядного устройства всегда отсоединяйте кабели цепи автомобиля от обоих полюсов батареи; – остерегайтесь попадания под ремень генератора на работающем двигателе рук, волос, краев одежды; – генератор присоединен прямо к батарее, поэтому при закорачивании выводов генератора, или при его перегрузке, возможно образование дуги и пожар; – перед промывкой двигателя струей пара укройте генератор полиэтиленовой пленкой и закрепите пленку резиновым бандажом.
Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте состояние и натяжение ремня генератора. При обнаружении признаков износа ремень замените. | 2. Проверьте затяжку болтов крепления генератора и регулировочного болта натяжения ремня. | 3. Проверьте проводку генератора и регулятора напряжения, надежность крепления и состояние разъемов. | 4. Проверьте плавкую перемычку, которая соединена с положительным полюсом батареи, и плавкие перемычки, расположенные внутри моторного отсека. При обнаружении перегоревших вставок выясните причину и устраните, замените плавкие вставки (при перегорании вставок не будет запускаться двигатель, также не будут работать устройства электрооборудования автомобиля). | 5. Проверьте состояние всех плавких вставок, которые включены в цепь заряда батареи(см. рис. Типовое расположение плавкой перемычки вставок). Место монтажа вставок зависит от года выпуска автомобиля, однако, все вставки имеют одинаковые обозначения. Главная плавкая перемычка – 3,0W, вставки: Alt H (80–100 А), AМ1 (40 А), АМ2 (30 А), IG (10 А), Gauge (10 А) и ALT–S (7,5 А). | 6. Запустите двигатель и проверьте звук, издаваемый генератором (воющий или визжащий звук указывает на износ подшипников). | 7. Проверьте плотность электролита в батарее. Если плотность низкая, зарядите батарею (данный пункт не относится к необслуживаемым батареям). | 8. Проверьте полноту заряда батареи (при неисправной секции батареи возможен ее перезаряд). | 9. Отсоедините кабели от батареи (сначала от отрицательного полюса, затем от положительного). | Предупреждение Перед отсоединением кабелей убедитесь, что вам известен шифр раскодировки магнитолы (если последняя оборудована устройством блокировки в случае хищения). Проверьте состояние полюсов батареи и клеммных наконечников кабелей. При необходимости очистите клеммы и полюса. Присоедините кабель к положительному полюсу батареи, затем к отрицательному. | 10. Проверьте напряжение на батарее на неработающем двигателе. Напряжение должно быть около 12 В. | 11. Запустите двигатель и снова проверьте напряжение, которое теперь должно быть от 13,5 до 15, 1 В. | 12. Включите дальний свет фар. При нормальной работе системы заряда напряжение должно упасть и снова возрасти. | 13. Если напряжение выше чем нормальное напряжение заряда, то замените регулятор напряжения. | 14. Если напряжение ниже нормального, то проверьте регулятор и генератор, поступив следующим образом. | | 15. Снимите с генератора заднюю крышку, соедините с массой вывод F (указан стрелкой), запустите двигатель, считайте напряжение на батарее и сравните со стандартным. Если напряжение выше стандартного, то замените регулятор напряжения. Если напряжение ниже стандартного, то проверьте генератор (или при отсутствии амперметра сдайте в мастерскую автосервиса). | 16. Если имеется амперметр, то включите его в схему зарядки (см. рис. Схема для проверки тока разряда батареи). При отсутствии амперметра можно воспользоваться трансформатором тока. Этот прибор недорогой, всегда имеется в продаже и дает довольно точные показания. | 17. Доведите обороты двигателя до 2000 об/мин, измерьте ток при выключенных потребителях. Затем включите дальний свет фар и вентилятор отопителя (переключатель установите в положение HI). Измерьте ток и сравните со значениями, приведенными в подразделе 3.3.1. | 18. Если измеренный ток меньше нормативного, то отремонтируйте или замените генератор. | |