8.3. Полуось
Привод передается от коробки передач к колесам через полуоси. Внутренние концы полуосей через шлицевое соединение крепятся к шестерням полуосей дифференциала. Внешние концы полуосей через шлицевое соединение крепятся к ступицам колес и фиксируются гайками.
На внутренних концах полуосей установлены скользящие шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), которые способны как к осевому, так и угловому перемещению. Каждый из внутренних ШРУС состоит из трипода с тремя подшипниками и кожуха шарнира (который играет роль внешней дорожки качения), в котором трипод может двигаться вперед-назад при движении полуоси вверх-вниз вместе с колесом. Шарниры можно разобрать и очистить в случае повреждения чехла, однако, при повреждении какого-либо из элементов шарнира, весь шарнир необходимо заменить.
Внешние ШРУС являются Универсальными шарнирами "Rzeppa" и состоят из шарикоподшипников, в которых шарики вращаются между внутренней дорожкой качения и внешним корпусом, который способен к угловому, но не осевому перемещению. Внешние шарниры необходимо очищать, проверять и заполнять новой смазкой, но они не могут быть разобраны. Если внешний шарнир поврежден, его необходимо заменить вместе с полуосью (внешние шарниры продаются только вместе с полуосью, как единое целое).
Чехлы шарниров необходимо проверять регулярно на наличие повреждений или утечку смазки. Порванные чехлы необходимо немедленно заменять, так как в противном случае, шарниры могут быть повреждены. Для замены чехла необходимо снять полуось.
Предупреждение В продаже можно найти надевающиеся чехлы, для установки которых не нужно снимать полуось. Это достаточно удобная альтернатива; однако, полуось необходимо снять, а шарнир разобрать и очистить для того, чтобы проверить, не попали ли в шарнир влага или грязь, которые ускорят его износ. Основными признаками, свидетельствующими о том, что шарнир изношен или поврежден, являются, помимо протекания смазки, стук при поворотах, акселерации и вибрация на высоких скоростях. Для проверки износа шарнира и полуосей, возьмитесь за полуось и попробуйте вращать ее в обоих направлениях, удерживая кожухи шарниров. Если вы чувствуете наличие свободного хода, это свидетельствует о том, что износились шлицы или шарниры. Также, осмотрите полуось на наличие трещин, вмятин и деформации.
Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините провод отрицательной клеммы аккумулятора. | Предупреждение Если стереопроигрыватель вашего автомобиля имеет систему кодировки, проверьте, знаете ли вы код активации проигрывателя перед отсоединением аккумулятора. | 2. Поставьте автомобиль на ручной тормоз. | 3. Открутите гайки крепления передних колес, поднимите автомобиль и установите его на опорах. Снимите колеса. | | | 4. Достаньте чеку (фото слева) и снимите колпачок с гайки крепления полуоси (фото справа). | | 5. Открутите и снимите гайку крепления полуоси и шайбу. Для того, чтобы ступица не вращалась, вставьте ломик между болтами крепления колес и установите второй конец ломика так, чтобы он уперся в пол или днище автомобиля. | | 6. Для того, чтобы достать полуось из шлицов ступицы, ударьте по концу вала молотком с латунной головкой или воспользуйтесь медным бородком. | Предупреждение Если вы приложите слишком большое усилие к полуоси, вы можете повредить ее или коробку передач. Если полуось очень плотно сидит в шлицах ступицы, и вы не можете ее выбить, вам придется снять тормозной диск (см. подраздел 9.7) и выдавить полуось при помощи двуножного съемника после выполнения пункта 8. | 7. Снимите защитные экраны двигателя (см. подраздел 3.1.2.4.1). Установите поддон под коробку передач для сбора масла, которое выльется при снятии полуоси. | 8. Открутите гайки и болты, крепящие шаровой шарнир к рычагу подвески, затем опустите рычаг подвески, чтобы отсоединить его от шарнира (см. подраздел 10.5). | | 9. Поверните поворотный кулак и достаньте полуось из ступицы. Не позволяйте внешнему концу полуоси висеть на внутреннем ШРУС, так это приведет к выходу его из строя. Подвесьте внешний конец полуоси при помощи проволоки, если необходимо. | | 10. Аккуратно достаньте внутренний конец полуоси из коробки передач, отжав внутренний ШРУС. | 11. Процедура замены сальника полуоси описана в главе, описывающей коробку передач. | |
Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установка проводится в обратном порядке снятия. При установке обратите внимание на следующие моменты. | 2. Резко вставьте внутренний конец полуоси в коробку передач для того, чтобы стопорное кольцо на конце внутреннего шарнира попало в канавку на шестерне полуоси дифференциала. | 3. Затяните гайку крепления полуоси до требуемого момента затяжки (см. подраздел 8.1), затем установите колпачок гайки и новую чеку. | 4. Установите колесо и наживите гайки крепления колеса, опустите автомобиль на землю и затяните гайки до требуемого момента затяжки (см. подраздел 10.1). | 5. Проверьте уровень масла в коробке передач или картере дифференциала и добавьте, если необходимо, до требуемого уровня (см. подраздел 2.3) | |