Обслуживание головок цилиндров
Снятие Впускной трубопровод |
1. Снимите ручейковый ремень привода генератора (см. Главу Текущее обслуживание). 2. Снимите рулевой насос. 3. Снимите генератор и компрессор кондиционера воздуха с опорными кронштейнами. 4. Отсоедините от блока цилиндров шланги, патрубки и электропроводку. Снимите кронштейны контактных разъемов. 5. Снимите датчики положения коленчатого и распределительного валов, а также датчика детонации. 6. На двигателях DOHC снимите расширительный бачок системы охлаждения. 7. Выверните крепежные болты и снимите сборку впускного трубопровода с уплотнительной прокладкой. 8. Снимите патрубок охладительного тракта. 9. Снимите компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, - снятие, проверка состояния и установка компонентов). 10. Снимите крышку головки цилиндров и компоненты привода клапанов (см. Раздел Снятие, проверка состояния и установка распределительных валов). | |
Головка цилиндров Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров на двигателях SOHC Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров на двигателях DOHC |
1. Выверните болт крепления направляющей трубки щупа измерения двигательного масла (только для левой головки цилиндров). 2. Действуя в строго определенном порядке, отдайте болты крепления головки (начинайте с левой). | Болты (1) и (4) оставьте завернутыми на три-четыре витка с целью удержания головки. | 3. Снимите головку и ее уплотнительную прокладку. 4. Действуя в аналогичной манере, снимите правую головку цилиндров. | |
Разборка Детали установки компонентов клапанного механизма на моделях SOHC После сжатия клапанной пружины сухари разрезного замка могут быть извлечены при помощи пинцета или намагниченной отвертки Извлечение сухарей производится через выборку в стенке оправки инструмента для сжатия пружин Проверка состояния компонентов Литье головки цилиндров |
| 1. Проверьте литье головки на наличие трещин и прочих повреждений. | 2. При помощи измерителя плосткостности (поставленная на ребро стальная линейка) и щупа лезвийного типа определите величину неплоскостности сопрягаемой поверхности головки цилиндров. Если результат измерения превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации) головку следует отдать в проточку. | | |
| Помните, что причиной развития неплоскостности сопрягаемой поверхности может явиться неравномерность затягивания болтов крепления головки! |
Седла клапанов Геометрические параметры седел клапанов |
| Оцените состояние фасок клапанных седел. В случае необходимости произведите восстановление рабочих поверхностей путем проточки, либо обработки фасок шлифовальным камнем. | При замене направляющих втулок клапанов обработка фасок производится в обязательном порядке. Геометрические параметры седел клапанов показаны на сопроводительной иллюстрации, сравните фактические характеристики с требованиями Спецификаций, в случае необходимости произведите соответствующий восстановительный ремонт. | | | |
Направляющие втулки клапанов Выпрессовывание направляющих втулок клапанов производится при помощи специального приспособления Посадка направляющей втулки производится с применением специального калиброванного ограничителя величины выступания Впускные и выпускные клапаны Геометрические параметры тарелок клапанов |
1. Внимательно осмотрите тарелки стержни клапанов. В случае выявления дефектов, деформаций или износа замените клапан. 2. Клапан также подлежит замене, если ширина цилиндрической части его тарелки, - поясок, - оказывается ниже оговоренного в Спецификациях предельного допустимого значения. 3. Если клапаны находятся в удовлетворительном состоянии, следует произвести их притирку к своим седлам. Притирка выполняется с применением специальной абразивной пасты. И производится до появления на поверхности фаски ровного непрерывного кольца матовой окраски. 4. Закончив притирку, тщательно удалите все следы абразива и установите новые маслоотражательные колпачки. | |
| После притирки каждый клапан оказывается “привязан” к конкретному седлу! |
Клапанные пружины |
1. Проверьте клапанные пружины на наличие механических повреждений. 2. Измерьте длину пружин в свободном состоянии и под нагрузкой. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. Дефектные и просевшие пружины замените. 3. Для проверки торцовки пружины ее следует установить вертикально на плоскую поверхность и измерить величину отклонения от вертикали при помощи угольника. Пружины с нарушением торцовки также подлежат замене. | |
Маслоотражательные колпачки |
1. Замена маслоотражательных колпачков производится при износе их рабочих кромок, при смещении или утрате распорных пружин, а также после восстановления рабочих поверхностей клапанов и замене направляющих втулок. 2. Посадка новых колпачков на выступающие части направляющих втулок производится при помощи специальной оправки после предварительного смазывания их чистым двигательным маслом. | |
| Колпачки впускных и выпускных клапанов отличаются по типоразмеру и могут быть идентифицированы по цветовой маркировке. Так, резиновая основа колпачков впускных клапанов имеет черный цвет, выпускных - коричневый. Пружинная часть всех колпачков имеет белый цвет. |
Сборка |
1. Установите заглушку в литье левой головки цилиндров. 2. Смажьте стержни клапанов чистым двигательным маслом, затем аккуратно заправьте клапаны в свои направляющие втулки, - постарайтесь не повредить рабочие кромки маслоотражательных колпачков. 3. Установите клапанные пружины и их тарелки. | Проследите, чтобы пружины устанавливались витками с укороченным шагом к головке! | 4. При помощи специального инструмента поочередно сожмите пружины всех клапанов и посадите в приемные канавки на стержнях сухари разрезных замков, - временная (до отпускания пружины) фиксация сухарей может быть обеспечена при помощи мазка консистентной смазки. | Отпускайте сжимающий пружину инструмент следует отпускать медленно и осторожно! | 5. Закончив установку сухарей, легонько обстучите пружину молотком с мягким бойком для усадки компонентов. 6. На двигателях SOHC установите на место распределительный вал с суппортом и ось коромысел привода клапанов. 7. Установите крышку головки цилиндров. | |
Установка Головка цилиндров Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров на двигателях DOHC (см. текст) |
| |
|
| 1. Заменив уплотнительную прокладку, установите головку цилиндров на свое штатное место на блоке. 2. Смажьте резьбовые части крепежных болтов, нижние поверхности их головок и шайбы двигательным маслом. 3. Вверните болты и затяните их в строго определенном порядке (см. ниже), с усилием 29 Нм. Действуя в прежнем порядке затяните крепеж с усилием второй стадии (69 Нм). На последнем этапе затягивания следует отпустить все болты на 180°, затем завернуть на тот же угол обратно. | 4. На двигателях SOHC затягивание производится в следующем порядке: сначала затяните болты (1) и (2) с усилием 34 Нм, затем болты (3), (4), (5) и (6) с усилием 15 Нм. Далее дотяните все болты в порядке их нумерации еще на 80 ? 90 (не более) градусов. | | 5. На двигателях DOHC сначала затяните болты (1) и (2) с усилием 36.8 Нм, затем болты (3), (4), (5) и (6) с усилием 20 Нм. Затем дотяните все болты в порядке нумерации на 80 ? 90 (не более)градусов. 6. На заключительном этапе на всех двигателях следует дотянуть болты еще на 80 ? 90 градусов. | Суммарный угол дотягивания болтов на последних двух этапах не должен превышать 180°! | 7. Затяните болт крепления направляющей трубки щупа измерения уровня двигательного масла. 8. На двигателях SOHC установите на место компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, - снятие, проверка состояния и установка компонентов). | |
Впускной трубопровод Двигатели SOHC |
1. Установите патрубок охладительного тракта, - не забудьте заменить уплотнительные прокладки. 2. Установите впускной трубопровод, - также замените прокладки. 3. Установите датчик положения коленчатого вала и датчик детонации, - перед установкой датчиков следует обдуть их сжатым воздухом с целью удаления опилок и прочих посторонних частиц. 4. Подсоедините электропроводку, - проследите за надежностью крепления разъемов в своих кронштейнах. 5. Восстановите исходное подсоединение к блоку цилиндров шлангов и патрубков. 6. Установите генератор и компрессор К/В со своими опорными кронштейнами. 7. Установите рулевой насос. 8. Установите ручейковый приводной ремень. | |
Двигатели DOHC |
1. Установите распределительные валы, крышки головки цилиндров и сопутствующие компоненты. 2. Установите компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, - снятие, проверка состояния и установка компонентов). 3. Установите патрубок охладительного тракта, - не забудьте заменить прокладки. 4. Заменив уплотнительные прокладки, установите на свое место впускной трубопровод. 5. Установите расширительный бачок системы охлаждения. 6. Установите датчики положения коленчатого и распределительного валов и датчик детонации, - перед установкой датчиков следует обдуть их сжатым воздухом с целью удаления опилок и прочих посторонних частиц. 7. Подсоедините электропроводку, - проследите за надежностью крепления разъемов в своих кронштейнах. 8. Восстановите исходное подсоединение к блоку цилиндров шлангов и патрубков. 9. Установите генератор и компрессор К/В со своими опорными кронштейнами. 10. Установите рулевой насос. 11. Установите ручейковый приводной ремень. | |