4.1. Ремонт привода управления сцеплением
4.1.1. Сборочная схема педального механизма
4.1.2. Пружина (автомобили с левосторонним рулевым управлением)
4.1.3. Сборочная схема гидросистемы 02J
4.1.4. Сборочная схема гидросистемы 02K
4.1.5. Ремонт механизма выключения сцепления 02J
4.1.6. Ремонт сцепления 02J
4.1.7. Ремонт сцепления 02K
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Монтажная развертка сцепления (отключающая тяга проведена через вал
коробки передач)
1 – болт крепления маховика;
2 – маховик;
3 – фрикционный диск (пластина);
4 – отключающая тяга сцепления;
5 – зажимное кольцо;
6 – отключающая пластина;
7 – болт крепления прижимного диска к
коленчатому валу;
8 – накладка;
9 – прижимной диск сцепления
Отключающий механизм сцепления, используемый в коробках передач 02К (двигатели АЕЕ 1,6–55 кВт)
1 – рычаг сцепления;
2 – отключающий нажимной подшипник;
3 – отключающая нажимная тяга
сцепления;
4 – маховик;
5 – прижимной диск сцепления;
6 – коленчатый вал;
7 – картер коробки передач
Монтажная развертка гидравлического отключения сцепления (сцепление с отключающей тягой проведенной через вал коробки передач)
1 – резервуар запасный тормозной жидкости;
2 – шланг;
3 – рабочий цилиндр гидравлического отключения сцепления;
4 – опора;
5 – педаль сцепления;
6 – самоконтрящаяся гайка (М = 25 Нм);
7 – скоба;
8 – рычаг сцепления;
9 – нажимной гидравлический цилиндр;
10 – болт крепления нажимного цилиндра;
11 – кронштейн;
12 – напорный трубопровод;
13 – наконечник трубопровода;
14 – колпачок;
15 – клапан деаэрации;
16 – уплотнительная шайба;
17 – предохранительная скоба;
18 – коробка передач
Схема отключающего механизма сцепления, используемого в коробке передач 02J в соединении с двигателями AGN 1,8–92 кВт (коробка передач CZM) и AGR 1,9
TDI–66 кВт (коробка передач CZL)
1 – рабочий гидравлический цилиндр сцепления;
2 – рычаг сцепления отключающий;
3 – сцепление;
4 – отключающий подшипник сцепления
Гидравлический привод отключающего механизма сцепления с классическим расположением отключения рычагом и подшипником
1 – держатель шланга;
2 – болт;
3 – рабочий гидравлический цилиндр;
4 – трубопровод;
5 – шланг;
6 – скоба;
7 – лонжерон
В автомобили Шкода типового ряда Октавия с ручным управлением коробкой передач устанавливают сцепление сухое, однодисковое с тарельчатой (мембранной) пружиной.
У дисков сцепления (пластин) поверхность трения без асбеста, они имеют осевое подрессоривание в пространстве между поверхностями трения. У всех пластин имеется также гаситель зацепления (четыре винтовых пружины в металлической части диска) и предварительный гаситель, исключающий вибрацию, возникающую из-за конструктивных зазоров в трансмиссии (зазоры между зубьями в коробке передач) на холостом ходу. Исходя из установленного двигателя, выбирается сцепление с различным диаметром фрикционного диска, а исходя из типа коробки передач, отличаются и их механизмы отключения.
Двигатель 1,6–55 кВт, к которому присоединена коробка передач типа 02К (CZE), имеет сцепление с диаметром фрикционного слоя внешний/ внутренний = 200/ 143 мм и отключающей тягой, проходящей через ведущий вал коробки передач.
Двигатель 1,8–92 кВт, к которому присоединена механически управляемая коробка передач типа 02J (CZM), имеет сцепление с внешним/ внутренним диаметром фрикционного слоя 216/ 155 мм и классическим отключением.
Двигатель 1,9 TDI–66 кВт, к которому присоединена коробка передач типа 02J (CZL), имеет аналогичное сцепление с классическим типом отключения. Внешний и внутренний диаметр фрикционного слоя этого сцепления 228/ 150 мм.
Передача силы и движения между педалью сцепления и отключающим механизмом в обоих типах сцепления осуществляется гидравлической передачей, естественно различающейся конструктивно.
Сцепление, предназначенное для подсоединения к коробке передач 02К имеет расположение, примененное на автомобилях Шкода впервые. Его преимуществом является возможность сокращения агрегата привода и применение отключающего механизма без упорного отключающего подшипника. Ход отключения 5,5±1 мм.
Прижимной диск установлен на фланец коленчатого вала и на его тарельчатую пружину (с укороченными посадочными элементами) давит нажимной диск, зажатый упругим проволочным кольцом-предохранителем. Фрикционный диск (пластина) уложен между поверхностью трения прижимного диска и поверхностью трения маховика. Маховик привинчен по внешнему контуру в фланцу прижимного диска. Фрикционный диск посажен своей шлицевой ступицей на шлицевой вал коробки передач. Через этот самый вал проходит по оси управляющая тяга отключения сцепления, опирающаяся на нажимной элемент. Комплект сцепления показан на рис. Монтажная развертка сцепления (отключающая тяга проведена через вал коробки передач), вид в сечении – на рис.
Отключающий механизм сцепления, используемый в коробках передач 02К (двигатели АЕЕ 1,6–55 кВт).
Отключающий механизм сцепления (см. рис. Монтажная развертка гидравлического отключения сцепления (сцепление с отключающей тягой проведенной через вал коробки передач)) передает силу и движение от педали сцепления на уже упоминавшуюся тягу управления отключением посредством двух гидравлических цилиндров. Один из них укреплен на педальной консоли, второй – на коробке передач.
Рабочей жидкостью является тормозная жидкость поступающая из запасного резервуара главного тормозного тандемового цилиндра. После смены тормозной жидкости из системы необходимо удалить воздух. Гидравлический цилиндр на коробке передач нажимает на отключающую тягу с помощью рычажной передачи.
Сцепление, предназначенное для подсоединения к коробке передач типа 02J, применяется с двигателями 1,8–92 кВт и 1,9 TDI–66 кВт. Сцепление для обоих типов двигателей имеет одинаковую концепцию и похожее конструктивное решение, отличие только лишь в диаметрах фрикционного слоя пластины. Конструкция сцепления классического типа. На фланец коленчатого вала привинчен маховик, а к нему прикреплен прижимной диск. Между поверхностями трения обеих упомянутых деталей уложен фрикционный диск (пластина). К тарельчатой (мембранной) пружине прижимного диска прилегает упорный подшипник в пластмассовой втулке с консистентной смазкой.
При отключении сцепления подшипник прижимается рычагом, закрепленным так, что он может поворачиваться внутрь картера сцепления. Рычаг управляется поршневым стержнем рабочего гидравлического цилиндра, размещенного вне картера сцепления. При износе фрикционного слоя механизм сцепления регулируется автоматически. Ход отключения 8±1 мм (см. рис. Схема отключающего механизма сцепления, используемого в коробке передач 02J в соединении с двигателями AGN 1,8–92 кВт (коробка передач CZM) и AGR 1,9 TDI–66 кВт (коробка передач CZL)).
Отключающий механизм управляется от педали сцепления гидравлической передачей – двумя гидравлическими цилиндрами, соединенными трубопроводом. Тормозная жидкость поступает из запасного резервуара тормозной системы. После смены тормозной жидкости систему также надо деаэрировать. Гидравлическая система привода показана на рис. Гидравлический привод отключающего механизма сцепления с классическим расположением отключения рычагом и подшипником.