3.5.19.3. Поршни и шатуны
Поршень и шатун
| 1 – стопорное кольцо 2 – поршневой палец 3 – стрелка на головке поршня 4 – поршень 5 – шатун 6 – метка шатуна |
Предупреждение Для крепления нижней головки шатуна необходимо использовать новые болты и гайки.
Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите головку блока цилиндров, масляный поддон и трубу маслоприемника. | 2. На всех моделях, если имеется нагар в верхней части цилиндра, удалите его скребком из мягкого материала. Наличие ступеньки в верхней части цилиндра свидетельствует о чрезмерном износе цилиндра и необходимости расточки цилиндра двигателя. | | 3. Проверьте боковой зазор всех нижних головок шатуна. | 4. Используя молоток и кернер или краску, отметьте положение крышки нижней головки шатуна и номер цилиндра. | 5. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршни первого и четвертого цилиндров установились в нижнюю мертвую точку. | 6. Отвинтите болты крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра. Снимите нижнюю крышку шатуна. | 7. Используя ручку молотка, вытолкните поршень вверх блока цилиндров и извлеките его из блока цилиндров. | 8. На нижнюю головку шатуна установите крышку шатуна и привинтите гайками, что позволит держать их в комплекте и не перепутать местами. | 9. Аналогичным образом снимите поршень четвертого цилиндра. | 10. Поверните коленчатый вал на 180° для установки поршней второго и третьего цилиндра в нижнюю мертвую точку и аналогичным образом снимите поршни. | |
Проверка Измерение диаметра поршневого пальца
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо, вставьте под кольцо равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. | Предупреждение Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжать очень сильно. Рабочие кромки поршневых колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места. | 2. Очистите все следы нагара с верхней части поршня. | 3. Удалите нагар из канавок под поршневые кольца в поршне, используя старое поршневое кольцо. | 4. После удаления налета очистите поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите насухо. | 5. Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец. | 6. Проверьте износ на юбке поршня, отверстие в головке поршня, а также прожог в верхней части поршня. | 7. Следы точечной коррозии на поршне указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо найти причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее. | 8. Измерьте диаметр поршня. | 9. Определите зазор поршня в цилиндре, для чего от диаметра цилиндра отнимите диаметр поршня и разделите на два. | 10. Проверьте каждый шатун на износ и наличие трещин, а также искажение формы. | 11. Поршневые пальцы установлены по скользящей посадке и зафиксированы в поршне двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим образом. | | 12. Используя лезвие тонкой отвертки, снимите с поршня стопорное кольцо и рукой выдавите поршневой палец. При повторной установке поршневого пальца используйте только новые стопорные кольца. | 13. Проверьте поршневой палец и подшипник верхней головки шатуна на износ. | 14. Шатуны обычно не требуют замены, если перед этим не произошло заклинивание двигателя. | 15. Соберите поршень и шатун так, чтобы стрелка на головке поршня показывала в сторону, противоположную от метки на шатуне. | | 16. Смажьте поршневой палец и вставьте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы поршень легко и свободно поворачивался на поршневом пальце. | | 17. Зафиксируйте поршневой палец новыми стопорными кольцами. Проверьте, чтобы каждое стопорное кольцо было правильно расположено в канавке поршня. Установите стопорные кольца так, чтобы их замки были направлены вверх. | 18. Разрез стопорного кольца должен быть направлен вверх поршня. | |
Установка поршней с шатунами На двигателях применяются как стандартные вкладыши подшипников, так и надразмерные, после перешлифовки коленчатого вала. Требуемый размер вкладыша может быть определен после измерения шейки коленчатого вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите заднюю часть шатунного вкладыша и место его установки в шатунах и крышках шатунов. | | 2. Смажьте поршни и поршневые кольца чистым моторным маслом и разместите замки поршневых колец в соответствии с требованиями. | | 3. Установку поршней необходимо начинать с первого цилиндра. Сожмите поршневые кольца на поршне специальным приспособлением для сжатия поршневых колец. | | 4. Вставьте поршень с оправкой, сжимающей кольца в верхнюю часть первого цилиндра. При том стрелка на головке поршня должна быть направлена к цепи привода механизма газораспределения. Используя деревянный брусок или ручку молотка, надавите на поршень и вдавите его в цилиндр. | 5. Проверьте совмещение нижней головки шатуна с шейкой коленчатого вала и, при необходимости, доверните поршень шатуном и установите нижнюю головку шатуна с вкладышем на шейку коленчатого вала. | | 6. Установите крышку нижней головки шатуна с вкладышем. При этом выступ на крышке шатуна должен быть направлен к маховику. | | 7. В несколько этапов затяните болты крепления требуемым моментом. | 8. Аналогичным образом установите остальные три поршня и шатуна. | 9. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и без заеданий. | 10. Установите трубу маслоприемника, масляный поддон и головку блока цилиндров. | |