1. Отвинтите гайки, крепящие коромысла, и снимите коромысла со стоек. Расположите коромысла таким образом, чтобы их можно было установить на свои места. |
2. Используя специальное приспособление для сжатия пружины клапана, сожмите каждую пружину и снимите сухари с торца клапана. Когда пружина клапана сжата и тарелка пружины не снимается с сухарей, необходимо ударить молотком через деревянный брусок по тарелке пружины, что приведет к освобождению сухарей. Снимите приспособление для сжатия пружины и извлеките тарелку пружины, пружину и клапан. Снимите маслоотражательные колпачки и механизм поворота выпускного клапана. |
3. Каждый клапан храните в отдельном полиэтиленовом пакете вместе с тарелкой пружины, пружиной, гнездом пружины и сухарями для дальнейшей установки их на свои места. |
4. Проверьте тарелку каждого клапана на точечную коррозию, прожоги, трещины и общий износ. Проверьте стержень клапана на износ и изгиб. Проверьте износ торца стержня клапана. При наличии любых дефектов клапан подлежит замене. |
5. Микрометром измерьте диаметр стержня клапана в нескольких местах по длине стержня. Любое существенное различие в полученных данных указывает на износ стержня клапана и обязательную замену клапана. |
6. Проверьте состояние седел клапанов. Если они прожжены, изношены или имеют дефекты, их необходимо заменить. Если износ седла клапана незначителен, их необходимо притереть. Проверьте направляющие втулки клапанов на износ, вставляя в них стержень клапана и перемещая его в стороны. Перемещение должно быть незначительным. Если перемещение чрезмерно, извлеките клапан и измерьте диаметр стержня клапана. При необходимости замените клапан. Если стержень клапана не изношен, значит, изношена направляющая втулка, которую необходимо заменить. Замену направляющих втулок клапанов следует производить на станции технического обслуживания. |
7. Если седла клапанов должны быть перешлифованы, эту операцию необходимо выполнить после установки новых направляющих клапанов. |
8. Если клапаны находятся в удовлетворительном состоянии, они должны быть вставлены в свои места и притерты. Если тарелки клапанов или седла сильно изношены, перед притиркой их необходимо механически обработать или даже заменить. |
9. Притирка клапанов выполняется следующим образом. Установите головку блока цилиндров камерами сгорания вверх на деревянных брусках. |
10. Смажьте пастой для притирки места на тарелке клапана и седле клапана, установите клапан на место и на тарелку клапана установите присоску с держателем или ручкой. Вращая клапан присоской в разные стороны, притрите клапан, причем периодически необходимо поднимать клапан для перераспределения притирочной пасты. |
11. Если используется грубая притирочная паста, притирку производите до появления равномерной матовой поверхности на седле клапана и клапане. Затем сотрите используемый состав пасты и повторите процесс притирки с мелкодисперсной пастой. Притирку производите до появления легкого серо-матового цвета. |
12. Тщательно удалите следы притирочной пасты, используя соответствующий растворитель. |
13. Проверьте клапанные пружины на признаки повреждения. |
14. Установите пружины одним из торцов на станине, проверьте отклонение оси пружины от вертикальной плоскости и длину пружин. В случае повреждения одной из пружин необходимо заменить все пружины в комплекте. |
15. Замените маслоотражательные колпачки независимо от их состояния. |
16. Тщательно осмотрите головку блока цилиндров на наличие трещин и других повреждений. При наличии трещин головка подлежит замене. |
17. Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности головки блока цилиндров. |
18. Проверьте чистоту отверстий подачи масла в стойках коромысел. |
| 19. Смажьте стержень клапана чистым моторным маслом и вставьте клапан в направляющую. |
20. Опустите маслоотражательный колпачок в свежее моторное масло и установите его по стержню клапана на место, соблюдая осторожность, чтобы не повредить его рабочие кромки. Для установки маслоотражательных колпачков используйте специальную втулку. |
| 21. На впускные клапана установите механизм поворота клапана. |
| |
22. Установите пружину (рисунок слева) и верхнюю тарелку пружины (рисунок справа). |
| 23. Специальным приспособлением сожмите клапанную пружину и установите сухари в выемки стержня клапана и смажьте их. Снимите приспособление для сжатия пружины. Повторите эту операцию на остальных клапанах. |
24. Молотком через деревянный брусок постучите по торцу стержня клапана для того, чтобы все элементы клапана четко установились на свои места. |
25. Механизм привода клапанов можно устанавливать как на головке, снятой с двигателя, так и на головке, установленной на двигатель. Единственное, что следует иметь в виду, что гайки крепления коромысел не следует завинчивать слишком сильно, так как в противном случае невозможно будет установить толкатели. |
| 26. Установите коромысла на стойки головки блока цилиндров. |
| 27. Установите на стойки сферические опоры коромысел. |
| 28. Смажьте резьбу гайки крепления коромысла чистым моторным маслом и навинтите гайку на стойку настолько, чтобы блокирующая часть гайки навинтилась на резьбу стойки. |