Электронный блок управления постоянно запитывается от аккумуляторной батареи через вывод «38», защищенный предохранителем № 41 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке моторного отсека. При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи поступает на выводы «25» и «37» разъема ЭБУ и вывод «7» электромагнитного клапана останова дизеля по цепи, защищенной плавким предохранителем № 25 (10 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. Кроме того, разрешающий сигнал от иммобилайзера через вывод «30» подключает на «массу» вывод «106» колодки разъема ЭБУ, что приводит к замыканию силовой цепи реле включения пред- и послепускового подогрева. При срабатывании указанного реле напряжение подается на свечи подогрева в течение времени, зависящего от температуры охлаждающей жидкости. Разрешение на пуск двигателя ЭБУ получает через вывод «28» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 26 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. На автомобилях с кондиционером при работе двигателя на холостом ходу вывод «8» колодки разъема ЭБУ подключается на «массу» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 6 (7,5 А), питание подается на реле включения кондиционера. При срабатывании указанного реле включается компрессор кондиционера и напряжение поступает на электромагнитный клапан ускоренного холостого хода по цепи, защищенной плавким предохранителем № 30
(7,5 А). Проверки проводятся по указаниям табл. 3.15—3.17.
Таблица 3.15 Проверка цепей питания СУД двигателя CD20
Порядок подключения контрольного прибора к выводам | Условия проверки | Результат проверки, контрольные значения | Возможная неисправность |
Вывод «38» разъема ЭБУ и «масса» | Выключатель приборов и стартера выключен | U=Uак. бат. | Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «38» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 41. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека |
Выводы «1» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса» | То же | То же | Обрыв провода между выводом «1» реле предпускового подогрева и аккумуляторной батареей. Сгорел предохранитель № 41 |
Вывод «2» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса» | » | » | Неисправно реле включения предпускового подогрева |
Вывод «106» разъема ЭБУ и «масса» | » | » | Обрыв провода между выводом «2» разъема реле включения предпускового подогрева и выводом «106» разъема ЭБУ |
Вывод «3» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса» | » | » | Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле включения предпускового подогрева. Сгорел предохранитель «а» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека |
Вывод «1» разъема выключателя приборов и стартера и «масса» | » | » | Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель «i» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека |
Выводы «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса» | » | » | Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 30 в монтажном блоке моторного отсека. Сгорел предохранитель «д» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека |
Вывод «1» разъема иммобилайзера и «масса» | » | » | Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема иммобилайзера. Сгорел предохранитель № 24 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля |
Вывод «2» и «3» разъема выключателя приборов и стартера и «масса» | Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «АСС», затем в положение «ON» | » | Неисправен выключатель приборов и стартера |
Выводы «25», «37» разъема ЭБУ и «масса» | Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON» | » | Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводами «25», «37» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля |
Вывод «2» разъема иммобилайзера и «масса» | То же | » | Неисправен иммобилайзер |
Вывод «30» разъема ЭБУ и «масса» | » | » | Обрыв провода между выводом «2» иммобилайзера и выводом «30» разъема ЭБУ |
Вывод «7» разъема ТНВД и «масса» | » | » | Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и электромагнитным клапаном останова дизеля. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля |
Вывод «5» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса» | » | » | Неисправно реле включения предпускового подогрева |
Провод питания свечей накаливания и «масса» | » | » | Обрыв провода, соединяющего вывод «5» реле предпускового подогрева и свечи накаливания |
Разъем «106» ЭБУ и «масса» | Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON» | U=0 | Неисправен ЭБУ |
Вывод «6» разъема выключателя приборов и стартера и «масса» | Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ST» | U=Uак. бат. | Неисправен выключатель приборов и стартера |
Вывод «28» разъема ЭБУ и «масса» | То же | То же | Обрыв провода между выводом «28» разъема ЭБУ и выводом «5» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель № 26 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля |
Вывод «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса» | Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер выключен | » | Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводом «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 6 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля |
Вывод «2» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса» | То же | » | Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера |
Вывод «8» разъема ЭБУ и «масса» | » | » | Обрыв провода между реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и ЭБУ. Неисправен датчик давления хладагента |
Вывод «5» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса» | Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер включен | » | Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера |
Вывод «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и «масса» | То же | » | Обрыв провода между выводом «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и выводом «5» реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера |
Таблица 3.16 Проверка сопротивления датчиков и электромагнитных клапанов СУД
Проверяемый элемент системы | Выводы или точки подключения прибора | Контрольные значения, результат проверки | Возможная неисправность |
Датчик частоты вращения двигателя | Выводы «17», «23» и «36» разъема ЭБУ | R = 1,6 Ом | Неисправен датчик частоты вращения двигателя. Обрыв провода между выводом «4» разъема датчика и выводами «23», «36» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «5» разъема датчика и выводом «17» разъема ЭБУ |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | Выводы «15», «23» и «36» разъема ЭБУ | Значение сопротивления при температуре: 11,5кОмпри 15° С; 5,6 кОм при 0° С; 3,7кОмпри 10° С; 1,2 кОм при 40° С | Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости. Обрыв провода между выводом «1» разъема датчика и выводом «13» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «2» разъема датчика и выводами «23» и «36» разъема ЭБУ |
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива | Вывод «108» разъема ЭБУ и корпусом электромагнитного клапана | R = 0,5 Ом | Неисправен электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива. Ненадежность соединений в пучке проводов |
Корпус электромагнитного клапана регулирования угла опережения впрыска топлива и «масса» | R =< 0,5 Ом | Ненадежность контакта в точке подключения «массы» клапана и ТНВД | |
Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода | Выводы «1» и «2» разъема клапана | R = 39 Ом | Неисправен электромагнитный клапан ускоренного холостого хода |
Вывод «2» разъема клапана | R =< 0,5 Ом | - | |
Датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера | Выводы «1» и «2» разъема датчика | Ключ не вставлен в замок - R = бесконечность. Ключ установлен в замок -R < 0,5 Ом | Неисправен датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера |
Датчик скорости движения автомобиля | Выводы «1» и «2» разъема датчика | R = 250 Ом | Неисправен датчик скорости движения автомобиля |
Точки подключения массы ЭБУ | Вывод «26», «39», «101» и «195» разъема ЭБУ и «масса» | R < 0,5 Ом | Обрыв провода между выводами «26», «39», «101» и «106» и «массой» |
Таблица 3.17 Проверка цепей электропитания или прохождения сигналов датчиков и электромагнитных клапанов СУД
Проверяемый элемент системы | Выводы или точки подключения прибора | Контрольные значения, результат проверки | Возможная неисправность |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | Выводы «15», «23» и «36» ЭБУ* | U = 5B | Неисправен ЭБУ |
Датчик частоты вращения двигателя | Выводы «17», «23» и «36» ЭБУ** | Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от частоты вращения двигателя | Неисправен датчик частоты вращения двигателя |
Датчик скорости движения автомобиля (при движении автомобиля) | Выводы «1» и «2» датчика** | Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от скорости движения автомобиля | Неисправен датчик скорости движения автомобиля |
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива | Вывод «6» разъема ТНВД и «масса»*** | U = 12 В | Неисправен ЭБУ |
*При выключенном выключателе приборов и стартера .
** При работающем двигателе .
*** При работающем холодном двигателе.
ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.16 Проверки проводятся на выводах колодки проводов разъема ЭБУ (см. рис. 3.43 ), при этом штепсельный разъем должен быть отсоединен от ЭБУ. Во время измерений штепсельные разъемы проверяемых приборов не отсоединяются. |
ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.17 Проверки проводятся на выводах колодки проводов ЭБУ (см. рис. 3.43 ) при состыкованном штекерном разъеме. Для облегчения проверок необходимо использовать переходную колодку, подключаемую последовательно между ЭБУ и его штекерным разъемом. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Чтобы при проверке и регулировке СУД не получить травм и не вывести из строя узлы системы, соблюдайте следующие правила: — не допускайте работу двигателя, если зажимы проводов плохо закреплены на клеммах аккумуляторной батареи; — не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи на работающем двигателе; — отключайте аккумуляторную батарею от бортовой сети при ее зарядке на автомобиле от постороннего источника тока; — не запускайте двигатель с помощью постороннего источника напряжением более 12 В; — не разъединяйте разъем ЭБУ при включенном зажигании; — перед соединением штепсельных разъемов убедитесь в отсутствии повреждений и следов окисления на контактах вилочной и розеточной частей, а также в надежности соединения разъемов; — удостоверьтесь в наличии резинового уплотнителя колодок и фиксирующей пружины; — поврежденную пружину замените; — перед проведением работ на автомобиле с применением электросварки, в том числе и точечной, разъедините разъем ЭБУ. — снимите ЭБУ, если автомобиль будет подвергаться воздействию температур свыше 80° С (например, перед помещением свежевыкрашенного автомобиля в сушильную камеру); — перед проверкой компрессии в цилиндрах разъедините штепсельный разъем (серого цвета на ТНВД) электромагнитного клапана останова дизеля; — не проверяйте провода и их соединения контрольной лампой; — не проверяйте «на искру» наличие напряжения в цепи; — отсоедините аккумуляторную батарею перед измерением сопротивления элементов электрооборудования автомобиля; Если автомобиль оборудован автомагнитолой с кодом, то перед отключением аккумуляторной батареи запомните код включения автомагнитолы. При проверках запрещается присоединять наконечники удлинительных проводов контрольного прибора к выводам разъема. Необходимо сдвинуть защитный чехол колодки и присоединить наконечники со стороны входа проводов в колодку или использовать специальную клеммную колодку. В последнем случае маркировка выводов клеммной колодки должна соответствовать маркировке выводов разъема ЭБУ. |
Предварительные проверки
Перед проверкой СУД выполните работы, описанные ниже, и устраните выявленные при этом неисправности:
— убедитесь в нормальной работе цепи пуска двигателя: аккумуляторной батареи, силовых проводов и стартера;
— убедитесь в наличии достаточного количества топлива соответствующего качества, в правильной установке топливного фильтра, а также в том, что фильтр не засорен;
— проверьте герметичность систем рециркуляции паров топлива и картерных газов, а также состояние шлангов системы (не должны быть пережаты);
— проверьте систему подвода воздуха: трубопроводы и прокладки должны быть герметичны, хомуты затянуты, фильтрующий элемент должен быть чистым; система рециркуляции отработавших газов должна быть исправна, трубопроводы герметичны;
— проверьте состояние цепи предпускового подогрева: целость и соответствие проводов рекомендуемым характеристикам;
— система питания двигателя топливом должна быть герметична, подтекания в штуцерах и трубопроводах не допустимы;
— убедитесь в герметичности системы выпуска отработавших газов; проверьте состояние и регулировку троса привода управления подачей топлива: ход от упора до упора и легкость перемещения; длину хода рычага управления подачей топлива в зависимости от положения педали;
— оцените техническое состояние двигателя: компрессию, установку начального угла опережения впрыска топлива, герметичность прокладки головки блока цилиндров, состояние ТНВД и т.д.