Рис. 3.21. Детали системы охлаждения: 1 — радиатор отопителя; 2 — электродвигатели вентиляторов; 3 — кожухи вентиляторов; 4 — крыльчатки вентиляторов; 5 — радиатор; 6 — расширительный бачок; 7 — ТНВД с устройством для пуска холодного двигателя (двигатель CD20); 8 — прокладка; 9 — водяной насос; 10 — шкив водяного насоса; 11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 — отводящий патрубок системы охлаждения; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости (системы управления двигателем); 14 — корпус термостата; 15 — термостат; 16 — патрубок подвода охлаждающей жидкости; 17 — масляный фильтр; 18 — кронштейн крепления масляного фильтра; 19 — водомасляный охладитель; 20 — втулка крепления; 21 — крышка |
В двигателе применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Состав системы указан на рис. 3.21. Электровентиляторы включаются электронным блоком управления (ЭБУ) в зависимости от скорости движения автомобиля, температуры охлаждающей жидкости и включения кондиционера (при его наличии).
Водяной насос 9 центробежного типа крепится к блоку цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем привода насоса гидроусилителя рулевого управления от шкива коленчатого вала двигателя.
Радиатор 5 состоит из вертикально расположенных оребренных алюминиевых трубок и пластмассовых бачков с охлаждающей жидкостью. Установлен в передней части автомобиля.
Применяемая охлаждающая жидкость: смесь 50% воды и 50% антифриза, не замерзающая до температуры —25° С. Давление срабатывания выпускного клапана пробки радиатора 8—10 Па.
Расширительный бачок 6 из пластмассы крепится в моторном отсеке перед аркой правого колеса. Алюминиевый водомасляный охладитель установлен сзади блока цилиндров и служит для дополнительного охлаждения масла посредством циркуляции охлаждающей жидкости в зоне крепления масляного фильтра.
Термостат 15 установлен в корпусе 14 над масляным фильтром. Температура начала открытия основного клапана 88° С. Ход основного клапана при температуре 100° С — 10 мм. Датчик температуры охлаждающей жидкости аналогичен применяемому на бензиновых двигателях.
Реле включения электровентиляторов расположено в блоке реле, установленном на арке правого колеса в моторном отсеке. Блок электровентиляторов состоит из двух одинаковых вентиляторов, которые включаются по сигналам, поступающим от датчика. Температура включения 1-го вентилятора 90° С, выключения — 83° С. Температура включения
2-го вентилятора 105° С, выключения — 98° С.
Рис. 3.22. Расположение пробок сливных отверстий системы охлаждения: I — на блоке цилиндров; II — внизу радиатора |
Расположение пробок сливных отверстий системы охлаждения приведено на рис. 3.22.