Рис. 43. Крышка механизма привода распределительного вала и ее навесное оборудование: 1 — болт крепления генератора, 45 Н·м; 2 — генератор переменного тока; 3 — болт, 25 Н·м; 4 — шайба; 5 — болт крепления кронштейна генератора, 45 Н·м; 6 — шайба; 7 — кронштейн генератора; 8 — топливный фильтр; 9 — болт крепления топливного фильтра, 10 Н·м; 10 — болт крепления крышки головки блока цилиндров, 10 Н·м; 11 — крышка головки блока цилиндров; 12 — болт, 25 Н·м; 13 — болт, 10 Н·м; 14 — болт, 10 Н·м; 15 — крышка механизма привода распределительного вала; 16 — болт крепления крышки механизма привода распределительного вала, 25 Н·м; 17 — прокладка поддона картера; 18 — поддон картера; 19 — болт крепления поддона картера, 25 Н·м; 20 — ступица виброгасителя; 21 — упругая шайба; 22 — болт, 320 Н·м; 23 — виброгаситель; 24 — шкив приводного ремня; 25 — шайба; 26 — болт крепления вакуумного насоса, 10 Н·м; 27 — вакуумный насос; 28 — прокладка вакуумного насоса; 29 — болт, 10 Н·м; 30 — болт, 10 Н·м |
Крышка механизма привода распределительного вала закрывает картер двигателя с передней стороны. Она посажена на два цилиндрических установочных штифта и крепится 2 болтами с цилиндрическими головками в верхней части, 5 болтами к поддону картера и 14 болтами к блоку цилиндров. Для уплотнения соединения крышки механизма привода распределительного вала с картером двигателя используется герметик. На крышке механизма крепятся следующие детали и узлы двигателя ( рис. 43):
- вакуумный насос тормозной системы;
- водяной насос;
- топливный фильтр;
- насос гидроусилителя рулевого управления;
- опорный палец механизма натяжения приводного ремня генератора переменного тока;
- передняя манжета коленчатого вала;
- штифт-указатель ВМТ;
- направляющая трубка маслоизмерительного щупа.
Рис. 44. Крышка механизма привода распределительного вала с указанием отдельных деталей (внизу показаны детали крышки): 1 — опорный палец механизма натяжения приводного ремня генератора; 2 — направляющая трубка маслоизмерительного щупа; 3 — штифт-указатель положения ВМТ; 4 — отверстие с фланцем для вакуумного насоса; 5 — штифт крепления датчика ВМТ на четырехцилиндровых двигателях; 6 — передняя манжета коленчатого вала; 7 — болт крепления крышки механизма привода распределительного вала к блоку цилиндров; 8 — штифт-указатель положения ВМТ; 9 — посадочная втулка для крепления датчика ВМТ; 10 — передняя манжета коленчатого вала; 11 — болт крепления крышки механизма привода распределительного вала к блоку цилиндров; 12 — упругая гроверная шайба; 13 — место установки передней манжеты коленчатого вала; 14 — крышка механизма привода распределительного вала; 15 — посадочная втулка насоса гидроусилителя рулевого управления |
Крышку механизма привода распределительного вала можно демонтировать, не снимая двигатель с автомобиля. Последовательность работ по демонтажу крышки описана ниже. Работы по демонтажу отдельных узлов описаны в соответствующих главах. На верхней части рис. 44 показаны все детали, которые должны быть сняты при снятии крышки.
Снятие крышки механизма привода распределительного вала необходимо выполнять следующим образом:
- снять фартук-грязеуловитель в передней части автомобиля и слить масло из двигателя;
- отсоединить «массовую» клемму от аккумуляторной батареи;
- снять все детали с передка автомобиля, чтобы обеспечить хороший доступ к двигателю;
- ослабить механизм натяжения приводного ремня на передней торцовой части двигателя. В соответствующей главе приводится подробное описание выполнения этой работы;
- снять вакуумный насос;
- отвернуть три болта крепления шкива насоса гидроусилителя рулевого механизма и снять шкив;
- снять насос и, отведя его в сторону, оставить висеть на шлангах;
- снять механизм натяжения приводного ремня. В первую очередь следует отвернуть болт в верхней части демпфера. Снять крышку с натяжного рычага, вывернуть болт и снять стопорную шайбу. Натяжной рычаг вместе с демпфером и натяжной пружиной снять с опорного пальца на крышке механизма привода распределительного вала;
- отвернуть передний из двух крепежных болтов топливного фильтра;
- отвернуть элементы крепления ременного шкива виброгасителя коленчатого вала;
- включить передачу, чтобы заблокировать коленчатый вал от проворачивания. Отвернуть крепления ступицы шкива коленчатого вала и демонтировать ступицу с фланца вала. Часто ступица снимается легко, при необходимости следует воспользоваться съемником;
Рис. 45. Крепление датчика положения поршня первого цилиндра в ВМТ на крышке механизма привода распределительного вала |
- снять датчик положения поршня первого цилиндра в ВМТ в такте рабочего хода. Для этого необходимо отвернуть гайку 1, показанную на рис. 45, вытянуть кабель датчика из крепежного гнезда 3 и отвести его в сторону. На пятицилиндровых двигателях этот датчик из соображений имеющегося свободного пространства перенесен на правую сторону крышки механизма привода распределительного вала;
- снять генератор переменного тока вместе с крепежным кронштейном;
- на автомобилях с автоматической коробкой передач необходимо отсоединить маслопроводы от масляного радиатора коробки передач. Открывшиеся отверстия закрыть надлежащим образом;
- отвернуть передние крепежные болты поддона картера, находящиеся в зоне крышки механизма привода распределительного вала, а затем все остальные крепежные болты поддона;
Рис. 46. Крышка головки блока цилиндров пятицилиндрового дизельного двигателя (602): 1 — шланг системы вентиляции картера; 2 — круглая прокладка на головке блока цилиндров; 3 — пробка маслоналивной горловины; 4 — резиновая прокладка пробки маслоналивной горловины; 5 — крышка головки блока цилиндров; 6 — болт крепления крышки головки блока цилиндров; 7 — прокладка крышки головки блока цилиндров |
- снять крышку головки блока цилиндров. Она крепится 8 болтами. Предварительно следует снять шланг системы вентиляции картера, присоединяемый в средней части крышки. На автомобилях с автоматической коробкой передач необходимо также отсоединить тяги, проходящие над крышкой головки блока цилиндров. На рис. 46 показана крышка головки блока цилиндров дизельного двигателя объемом 2,9 л;
- отвернуть два болта М8 с цилиндрическими головками под шестигранный вставной ключ «на 6 мм», используя удлинитель не менее 440 мм, в картере цепи (см. болты а на рис. 31 и 32);
- отвернуть крепления и снять удерживающий хомутик направляющей трубки маслоизмерительного щупа с крышки механизма привода распределительного вала;
- отвернуть крепежные болты топливного насоса и четырехгранные гайки на фланце насоса;
- отвернуть оставшиеся крепежные болты крышки механизма привода распределительного вала и снять крышку. Так как крепежные болты имеют разную длину, то перед откручиванием их необходимо промаркировать. При этом надо быть очень осторожным, чтобы не повредить прокладку головки блока цилиндров. В противном случае ее тоже придется менять.
Установку крышки механизма привода распределительного вала необходимо проводить в следующем порядке:
- тщательно очистить прилегающие поверхности крышки механизма привода распределительного вала и блока цилиндров от остатков старого герметика. Поверхность крышки механизма привода распределительного вала следует также проверить на отсутствие повреждений, которые могут вызывать утечки масла;
- нанести герметик на уплотнительные поверхности крышки механизма привода распределительного вала. На специализированных СТО фирмы Mercedes-Benz используют герметик Curil T, который можно приобрести, если указать номер по спецификации запасных частей: 001 989 47 20 (можно использовать и аналогичные сорта герметика, например Hylomar);
- осторожно приставить крышку механизма привода распределительного вала к блоку цилиндров, следя за тем, чтобы не повредить прокладку головки блока цилиндров;
- поочередно установить на свои места и затянуть крепежные болты крышки механизма привода распределительного вала;
- если необходимо заменить манжету коленчатого вала, то ее надо посадить на фланец коленчатого вала и аккуратно вставить в крышку механизма привода распределительного вала;
- установить на свое место топливный фильтр.
Все остальные работы должны выполняться в последовательности, обратной снятию. Кроме этого необходимо выполнить следующее:
– натянуть приводной ремень (см. соответствующий подразд.);
– заправить в двигатель необходимое количество моторного масла требуемой марки;
– заправить систему охлаждения;
– пустить двигатель и проверить места стыковки на отсутствие утечек масла.