Рис. 231. Детали полуоси: 1 — вал полуоси; 2 — крышка подшипника; 3 — манжета (всегда подлежит замене); 4 — прокладка (всегда подлежит замене); 5 — шлицевая гайка; 6 — стопорная шайба; 7 — уплотнительное кольцо квадратного сечения; 8 — подшипник; 9 — защитный кожух |
Поскольку для крепления используется шлицевая гайка, для замены подшипника необходим специальный ключ, обеспечивающий значительный момент затяжки. Следует знать, что отвернувшаяся гайка внутри оси может привести к серьезным поломкам. Для снятия подшипника также потребуется съемник. На рис. 231 показана полуось в разобранном состоянии. Разборку полуоси необходимо проводить следующим образом:
- зажать полуось в тисках. Расконтрить оба шлица гайки, отогнув края стопорной шайбы. Для лучшего удержания полуоси в тисках ввернуть в нее два колесных болта и зажать вместе с ними;
- отвернуть шлицевую гайку, как показано на рис. 232, с соблюдением следующих условий: левая гайка имеет левую резьбу, правая — правую резьбу. Гайку с левой резьбой можно определить по канавке с наружней стороны;
- снять стопорную шайбу с вала полуоси;
- специальным съемником снять с полуоси подшипник и крышку подшипника с манжетой. Если возникнут трудности, следует обратиться на СТО, поскольку для обычного съемника в этом случае нет подходящей точки опоры. Если есть пресс, специальную съемную пластину (на рис. 233 показана используемая на СТО пластина) вставить между фланцем полуоси и крышкой подшипника, сжать ее концы прессом и выпрессовать вал;
- после снятия крышки подшипника с помощью подходящей выколотки снять сальник;
- все детали тщательно промыть и провести дефектовку.
При сборке необходимо выполнить следующие операции:
- нанести универсальную смазку на рабочие кромки манжеты и вставить ее с наружной стороны в крышку подшипника. Наружняя кромка сальника должна быть установлена заподлицо. Для установки использовать оправку;
- установить крышку подшипника на вал полуоси и уложить сверху прокладку ( рис. 234). Затем установить на вал защитный кожух;
- напрессовать подшипник на вал полуоси. Для этого подложить внутреннее кольцо подшипника и напрессовать с наружной стороны вала (фланца). Процесс напрессовки показан на рис. 235. Для облегчения работы подшипник можно нагреть до 80° С. Не повредите подшипник;
- дать подшипнику остыть и нанести на ролики достаточное количество смазки;
- уплотнительное кольцо с квадратным сечением напрессовать на подшипник;
- установить новую стопорную шайбу (плоской стороной к шлицевой гайке) и завернуть гайку согласно указанным требованиям: гайку с канавкой установить с нужной стороны. Установить показанный на рис. 236 ключ и затянуть гайку моментом 300—350 Н·м. Если необходимого инструмента нет, гайку следует затягивать на СТО;
- для фиксации гайки законтрить ее шлицы, загнув края стопорной шайбы. Это необходимо для предотвращения самопроизвольного отворачивания гайки.