Проверка компрессионного давления, оценка состояния цилиндров
Проверка компрессионного давления
| Для выполнения процедуры проверки компрессионного давления потребуется помощь ассистента. |
Замер компрессионного давления позволяет составить общее представление о текущем состоянии таких внутренних компонентов двигателя, как прокладка головки цилиндров, элементы клапанного механизма, поршни и поршневые кольца. Анализ результатов проверки позволяет определить, нуждается ли двигатель в капитальном восстановительном ремонте, или достаточно просто заменить уплотнительную прокладку головки. Измерение производится при помощи компрессометра.
| Для дизельных двигателей необходим компрессометр с пределом измерений примерно до 40 бар. |
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (порядка 80°С), удостоверьтесь в полноте заряда аккумуляторной батареи.
- Заглушите двигатель и позвольте выпускному коллектору остывать в течение порядка 10 минут.
| |
Бензиновые модели
|
- Снимите декоративную крышку двигателя и отсоедините ВВ электропроводку от свечей зажигания.
- Поочередно выверните свечи зажигания, - перед выворачиванием свечи продувайте ее нишу сжатым воздухом (можно воспользоваться велосипедным насосом) с целью минимизации риска попадания мусора в цилиндры.
- Воспользовавшись прижимной или резьбовой насадкой, подключите компрессометр к свечному отверстию первого цилиндра.
- Попросите помощника до упора выжав педаль газа, полностью открыть дроссельную заслонку и провернуть двигатель стартером на 7-8 оборотов. Считайте максимальное показание измерителя, запишите результат.
- Действуя в аналогичной манере, замерьте компрессионное давление в оставшихся цилиндрах.
- Заглушите двигатель, отсоедините компрессометр, вверните свечи зажигания и установите на место декоративную крышку силового агрегата.
| |
Дизельные модели
|
- Снимите трубки подачи топлива, форсунки, плоские и рифленые шайбы (см. Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов).
- Отсоедините электропроводку от клапана отсечки топлива (см. Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов).
| Если клапан не будет отключен, ТНВД начнет разбрызгивать топливо при проворачивании двигателя! | - Подходящей заглушкой закупорьте возвратный топливопровод ТНВД.
| - При помощи переходной насадки подключите специальный манометр к форсуночному отверстию первого цилиндра.
| - Попросив помощника не выжимая педаль газа несколько раз провернуть двигатель стартером. Считайте максимальное показание измерителя, результат запишите.
| Для получения достоверного результата двигатель должен быть провернут не менее чем на восемь оборотов. | - Действуя в аналогичной манере, замерьте компрессионное давление в оставшихся цилиндрах.
- Отсоедините компрессометр и верните на место снимавшиеся компоненты. Восстановите исходное подсоединение топливопроводов и электропроводки, - не забудьте снять заглушку с возвратной линии ТНВД.
| |
Все модели
Сравните результаты измерения требованиями Спецификаций Главы Двигатель.
Максимально допустимая разница давлений в отдельных цилиндрах может составлять 1.5кГс/см2 для бензиновых двигателей и 3.0 кГс/см2 для дизельных.
Компрессия в исправном двигателе растет очень быстро. Низкое значение, показанное после первого цикла, увеличивающееся с последующими циклами, указывает на износ поршневых колец. Если же давление не возрастает с повтором циклов, следует проверить герметичность закрывания клапанов и целостность головки цилиндров (не исключена также вероятность наличия трещин в головке).
| Нагарообразование на тарелках клапанов также может приводить к снижению компрессионного давления. |
Следует иметь в виду, что из-за разной скорости вращения стартера полученные результаты на разных автомобилях могут слегка варьироваться, однако показания для всех цилиндров одного двигателя должны быть примерно одинаковыми.
Если давление в каком-либо цилиндре находится на уровне минимального или ниже допустимого, попробуйте влить внутрь цилиндра через свечное отверстие чайную ложку двигательного масла и повторите проверку. Если добавление масла приводит к временному восстановлению компрессии, причиной ее снижения, скорее всего, является износ поршня, поршневых колец или стенок цилиндра. Если увеличения компрессии не произошло, можно сделать вывод о нарушении герметичности закрывания клапанов или повреждении уплотнительной прокладки/литья головки цилиндров.
Одинакова низкая компрессия в двух соседних цилиндрах с высокой степенью вероятности указывает на нарушение целостности уплотнительной прокладки головки в районе перемычки между цилиндрами. Присутствие охлаждающей жидкости в камерах сгорания/картере двигателя может служить подтверждением данному предположению.
Если компрессия в одном из цилиндров примерно на 20% ниже, чем в остальных, и одновременно имеет место нарушение стабильности оборотов холостого хода, следует оценить степень износа рабочих выступов соответствующих кулачков распределительного вала.
Проверка герметичности цилиндров
|
- В ходе данной проверки оценивается герметичность цилиндров (по скорости выпуска закачанного в них сжатого воздуха) и, - в случае ее нарушения, - локализуются источники утечек. Данная проверка является альтернативой проверке компрессионного давления, а с определенной точки зрения гораздо эффективнее последней, поскольку визуально выявить источник утечки проще, чем делать умозрительные заключения по косвенным данным.
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80°С), затем заглушите его.
- Снимите крышку расширительного бачка системы охлаждения (см. Главу Текущий уход и обслуживание).
- Снимите декоративную крышку силового агрегата и выверните свечи зажигания/накаливания.
- Проворачивая двигатель за центральный болт коленчатого вала в нормальном направлении, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, затем подключите к соответствующему свечному отверстию специальный тестер, предварительно произведя его калибровку, - действуйте в строгом соответствии с прилагаемыми к прибору инструкциями.
- Снимите крышку заливной горловины двигательного масла (см. Главу Текущий уход и обслуживание).
- Подайте в цилиндр сжатый воздух и по показаниям измерителя оцените скорость сброса давления. Результат запишите.
| Если в ходе проверки коленчатый вал начинает проворачиваться, позаботьтесь о его блокировке. | - Повторите проверку для оставшихся цилиндров, - действуйте в порядке зажигания (см. ГлавуСистемы электрооборудования двигателя).
- Отсоедините измеритель, вверните свечи зажигания/накаливания и установите на место декоративную крышку двигателя.
- Сравните результаты проверки с требованиям Спецификаций Главы Двигатель. В случае необходимости произведите необходимый восстановительный ремонт.
| |
Проверка состояния зеркал цилиндров при помощи специальной лампы-пробника
|
- Снимите декоративную крышку двигателя и выверните свечи зажигания/накаливания.
- Проворачивая двигатель в нормальном направлении за центральный болт коленчатого вала, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение НМТ.
- Действуя строго в соответствии с инструкциями изготовителей, подключите специальную лампу-пробник, заправьте ее гибкий световод в соответствующее свечное отверстие и произведите визуальную оценку состояния стенок цилиндра, которые должны иметь матовый оттенок без следов хонинговочной насечки.
- Действуя в аналогичной манере, произведите осмотр стенок оставшихся цилиндров (в порядке зажигания).
- В случае необходимости снимите двигатель, головку цилиндров и произведите более подробный непосредственный осмотр зеркал цилиндров и необходимый восстановительный ремонт.
| |