Приборы электрооборудования работают от источника постоянного тока номинальным напряжением 12 В, соединены по однопроводной схеме. Вторым проводом служат металлические части («масса») автомобиля, к которым присоединены клеммы «–» приборов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ 1. При выполнении ремонтных работ, связанных с разъединением и соединением проводов, ошибочное присоединение вывода «+» генератора к «массе» автомобиля приводит к выходу из строя выпрямителя тока и электронных узлов. 2. Не отключайте аккумуляторную батарею при работе двигателя – это может привести к выходу из строя регулятора напряжения, выпрямителя и электронных узлов. |
Исправность работы приборов электрооборудования проверяют по приведенным схемам (см. вклейку). Возможные изменения в схемах связаны с их совершенствованием. Цветовые обозначения проводов указаны в электрической схеме.
В системе электрооборудования автомобиля разъем для диагностики, установленный в подкапотном пространстве на левом брызговике, служит для подключения стендов для диагностики электрооборудования.
Блок предохранителей и реле
Плавкие предохранители и реле установлены в монтажном блоке, смонтированном в левой стороне моторного отсека. В состав блока, в зависимости от комплектации автомобиля, входят 16 плавких предохранителей, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, реле стеклоочистителя, реле дальнего света фар, реле звукового сигнала, реле вентилятора охлаждения радиатора, реле ближнего света фар, реле обогрева заднего стекла.
Монтажный блок сверху закрыт крышкой, на внутренней стороне которой нанесены номера предохранителей и символы узлов, электрические цепи которых защищены предохранителями.
Перед заменой перегоревшего предохранителя устраните причину выхода его из строя.
Плавкими предохранителями не защищены цепи зажигания, обмотка возбуждения генератора, реле включения фар.
Аккумуляторная батарея
Техническое обслуживание батареи проводите согласно Инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей.
Система зажигания
Для того чтобы система зажигания работала нормально, следите за чистотой проводов высокого напряжения, состоянием резиновых колпачков на проводах, появлением следов окисления в местах соединений.
Свечи зажигания
Регулярно очищайте свечи от нагара и регулируйте зазор между электродами. Перед вывертыванием свечи удалите щеткой или сжатым воздухом грязь из гнезда свечи в головке цилиндров. Нагар очищайте жесткой щеткой или стеклянной шкуркой, не применяйте для очистки металлический инструмент.
Зазор между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом и регулируйте подгибанием бокового электрода. Зазор для двигателя мод. 331 должен быть 0,8–0,95 мм, для двигателя мод. 2106 – 0,5–0,6 мм.
Для надежного пуска двигателя в холодное время года замените свечи зажигания новыми.
Старые, но еще работоспособные свечи можно использовать в теплое время года. При установке новой свечи промойте ее неэтилированным бензином и просушите на воздухе. Свечи устанавливайте на место обязательно с прокладкой и затягивайте с помощью специального ключа.
Распределитель зажигания
При техническом обслуживании распределителя зажигания выполните следующие работы:
очистите от масла и грязи наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя, протрите чистой тряпкой, смоченной в бензине, ротор, кулачок и контакты прерывателя;
проверьте состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. В случае большого переноса металла с одного контакта на другой зачистите их плоским бархатным надфилем. Полностью выводить углубление на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется;
проверьте зазор между контактами прерывателя, который должен быть (0,45±0,05) мм – для двигателя мод. 331, (0,4±0,05) мм – для двигателя мод. 2106;
проверьте правильность начальной установки момента зажигания (см. «Регулировка распределителя зажигания»).
При наличии специального оборудования вместо регулировки зазора установите угол замкнутого состояния контактов (50±3)° для двигателя мод. 331, (55±3)° для двигателя мод. 2106.
При смазке трущихся деталей распределителя зажигания нельзя применять масло из картера двигателя и подавать больше, чем нужно: излишняя смазка загрязняет контакты прерывателя.
Генератор
При техническом обслуживании:
проверьте затяжку деталей крепления генератора;
проверьте натяжение ремня привода генератора (см. «Двигатель»). При регулировке избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызывать повышенных нагрузок на подшипники генератора;
отверните два винта крепления регулятора напряжения к крышке генератора и снимите регулятор напряжения с щеткодержателем и кожухом;
проверьте легкость перемещения щеток в держателе и величину их износа. Если щетки выступают из щеткодержателя на 5 мм и меньше, замените щеткодержатель;
зачистите стеклянной шкуркой контактные кольца генератора.
Не допускается:
проверять исправность генератора по искрению, замыкая на «массу» и между собой выводы генератора;
работа генератора с отключенной аккумуляторной батареей.
Стартер
При обслуживании стартера выполните следующие операции:
проверьте затяжку гаек шпилек крепления стартера к блоку цилиндров двигателя;
проверьте затяжку зажимов проводов, присоединяемых к клеммам стартера;
проверьте износ и прилегание щеток, замените щетки новыми в случае их износа до высоты менее 7 мм для двигателя мод. 331 и 12 мм – для двигателя мод. 2106;
протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если следы подгорания не смываются, зачистите коллектор стеклянной шкуркой;
проверьте состояние контактов тягового реле, при подгорании зачистите;
очистите и смажьте смазкой Литол-24 шлицы вала стартера, втулки обеих крышек, шестерню включения и поводковое кольцо привода стартера.
Нельзя включать стартер при вращающемся маховике двигателя.