При обслуживании автомобиля следите за тем, чтобы на трущиеся поверхности тормозных колодок не попадала смазка.
Категорически запрещается применять для промывки деталей и узлов гидропривода тормозной системы бензин или минеральные растворители любого типа, так как это приведет к полному разрушению резиновых деталей. Гидропривод промывайте только свежей тормозной жидкостью.
Рис. 1.30. Привод ножного тормоза и выключения сцепления: 1 – вакуумный усилитель; 2 – бачок главного цилиндра сцепления; 3 – бачок главного цилиндра тормоза; 4 – главный цилиндр тормоза; 5 – главный цилиндр сцепления; 6 – выключатель сигнала торможения; 7 – педаль тормоза; 8 – педаль сцепления |
Проверьте величину полного хода педали тормоза 150–155 мм ( рис. 1.30) при незаправленной тормозной системе и величину рабочего хода педали (не более 100 мм) при работе вакуумного усилителя и усилии на педали (500±10) Н или (50±1) кгс. Вакуумный усилитель 1 не нуждается в регулировке и техническом обслуживании при эксплуатации автомобиля.
Обслуживание дисковых тормозов передних колес
Рис. 6.3. Тормозной механизм переднего колеса: 1 – цилиндр; 2 – клапан выпуска воздуха; 3 – кольцо уплотнительное; 4 – колодки тормозные; 5 – суппорт; 6 – палец направляющий; 7 – направляющая колодок; 8 – тормозной диск; 9 – щит тормоза; 10 – поршень |
Если колодки дискового тормоза не имеют сигнализатора износа, то через каждые 15 тыс. км проверяйте их состояние. Осмотр тормозных колодок проводите при снятых колесах через окно суппорта 5 (см. рис. 6.3). Колодки заменяйте, если толщина фрикционных накладок уменьшилась до 1,5 мм. Порядок замены колодок см. «Замена тормозных колодок».
Если колодки снимают не для замены, а для доступа к другим деталям, пометьте колодки, чтобы при последующей сборке поставить их на прежнее место. Перед установкой новых колодок убедитесь, что тормозной диск 8 не имеет повреждений, например особо глубоких рисок или износа более 0,5 мм на сторону. При необходимости замените диск новым. При обнаружении трещин, разрывов на пыльнике поршня или защитного чехла направляющего пальца замените их. После замены колодок несколько раз нажмите на педаль тормоза для подведения колодок к диску.
Обслуживание барабанных тормозов задних колес
Для осмотра тормозных колодок снимите колеса и тормозные барабаны. Поверхности фрикционных накладок должны быть чистыми, без следов смазки или грязи. При обнаружении следов смазки устраните причину ее появления, после чего очистите фрикционные накладки металлической щеткой и промойте их поверхность керосином. Поврежденные колодки замените. Колодки замените и в том случае, если толщина фрикционной накладки уменьшилась до 1,5 мм. Если на рабочей поверхности тормозных барабанов глубокие риски, кольцевой буртик или неравномерный износ (овальность), барабаны расточите на станции технического обслуживания или замените новыми.
Снижение эффективности действия стояночного тормоза свидетельствует о вытягивании троса, замасливании или полном износе накладок колодок тормозов задних колес.
Замена масла и смазка агрегатов и механизмов
Для обеспечения лучших условий работы агрегатов и механизмов применяйте смазочные материалы, рекомендованные в приложении 3, соблюдайте периодичность их добавления и замены согласно сервисной книжке. Не смешивайте масла и жидкости разных марок при замене или доливке их в агрегаты автомобиля. Следует промывать системы при замене и переходе с одного вида смазки или жидкости на другой.
Замена масла в картере двигателя
Рис. 1.32. Двигатель модели 331 в сборе со сцеплением и коробкой передач: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – неразборный масляный фильтр; 5 – пробка слива масла |
Замену масла проводите на горячем двигателе. Для слива отработанного масла отверните пробку 5 (см. рис. 1.32) в поддоне картера. После слива масла из картера промойте смазочную систему двигателя моющим маслом, для чего залейте 2–2,5 л чистого масла, запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение 10 мин.
Рис. 1.31. Маслоналивная горловина двигателя модели 331: 1 – крышка головки блока; 2 – пробка; 3 – маслоналивная горловина |
Далее слейте моющее масло, замените полнопоточный масляный фильтр на двигателе мод. 2106 или фильтрующий элемент масляного фильтра на двигателе мод. 331. Залейте чистое масло, соответствующее сезону эксплуатации, через горловину 3 ( рис. 1.31) в крышке головки блока цилиндров, закрываемую пробкой 1, до метки МАХ указателя уровня масла. Пустите двигатель, дайте ему поработать до полного нагрева масла и остановите. Через 5–8 мин измерьте уровень масла и при необходимости доведите до верхней метки.
Замена фильтрующего элемента полнопоточного фильтра очистки масла
Рис. 2.1. Продольный разрез двигателя мод. 331: 1 – звездочка ведомая распределительного вала; 2 – крышка головки блока; 3 – прокладка крышки головки блока; 4 – головка блока; 5 – гильза цилиндров; 6 – картер сцепления; 7 – кожух; 8 – соединительная пластина; 9 – подшипник выключения сцепления; 10 – нажимная диафрагменная пружина; 11 – нажимной диск; 12 – маховик; 13 – ведомый диск сцепления; 14 – вкладыш коренного подшипника; 15 – коленчатый вал; 16 – крышка коренного подшипника; 17 – вкладыш шатунного подшипника; 18 – масляный насос; 19 – фильтр масляный; 20 – звездочка ведущая цепной передачи; 21 – привод масляного насоса; 22 – храповик; 23 – сальник коленчатого вала; 24 – блок цилиндров; 25 – шатун; 26 – палец поршневой; 27 – поршень; 28 – распределитель зажигания; 29 – прокладка головки блока цилиндров; 30 – цепь привода распределительного вала |
В двигателе УМПО-331 взамен разборного масляного фильтра 19 ( рис. 2.1) внедрен новый неразборный масляный фильтр 248-1017128. Расположен он на блоке двигателя значительно выше ( рис. 1.32) и не может быть поврежден при случайном наезде на какое-то возвышающееся дорожное препятствие.
Рис. 1.33. Фильтр очистки масла: 1 – фильтр масляный полнопоточный; 2 – штуцер фильтра; 3 – кронштейн фильтра в сборе; 4 – кронштейн фильтра со штуцером в сборе; 5 – датчик аварийного давления масла; 6 – прокладка фильтра; 7 – шайба; 8 – винт |
Масляный фильтр 1 (рис 1.33) неразборный, по конструкции и применению аналогичен фильтру ВАЗ-2105.
Фильтр крепится к литому кронштейну 3 через штуцер 2. Кронштейн через прокладку 6 крепится к блоку двигателя тремя винтами 8. В кронштейне установлен датчик 5 давления масла.
Замену фильтра осуществляйте путем его отворачивания (резьба правая) приспособлением типа А.60312 ( рис. 1.34). Проверьте качество уплотнительного резинового кольца, смажьте его моторным маслом и установите новый масляный фильтр. При установке фильтр заворачивается руками.
Замена масла в коробке передач
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Уровень масла проверяйте на холодной коробке, когда все масло стечет со стенок картера и шестерен. |
Рис. 1.35. Картер коробки передач мод. 2126: 1 – пробка для заливки и контроля; 2 – пробка сливного отверстия |
Слейте отработанное масло из картера через сливное отверстие в нижней части картера, закрываемое резьбовой пробкой 2 ( рис. 1.35). Залейте новое масло в картер через отверстие с левой стороны, закрываемое резьбовой пробкой 1, до нижней кромки отверстия. Допускается понижение уровня масла ниже кромки примерно на 6 мм.
Смазка шлицевого соединения переднего карданного вала
Через каждые 30 тыс. км пробега смажьте смазкой № 158 (ТУ 37.101.320–77) подвижное шлицевое соединение переднего карданного вала с фланцем эластичной муфты, отвернув резьбовую пробку.
Замена масла в картере заднего моста
Для слива отработанного масла отверните пробку сливного отверстия. Залейте новое масло в картер заднего моста до нижней кромки наливного отверстия, закрываемого пробкой.
Замена жидкости гидравлических приводов сцепления и рабочей тормозной системы
При замене тормозной жидкости в приводах сцепления и рабочей тормозной системе слейте из них отработанную жидкость и промойте свежей жидкостью.
Удалять воздух из систем необходимо после устранения неисправности, возникшей из-за нарушения герметичности гидропривода и при замене жидкости. Признаками наличия воздуха в системе являются увеличенный ход и мягкость хода педали. При пользовании тормозной жидкостью не допускайте попадания ее на окрашенные поверхности автомобиля. Порядок замены тормозной жидкости и прокачки привода сцепления см. «Операции по ремонту привода сцепления», а привода тормозов см. «Замена тормозной жидкости».
Смазка шарниров передней подвески и рулевых тяг
В процессе эксплуатации автомобиля согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, проверяйте состояние защитных чехлов шарниров. Поврежденные чехлы замените новыми, вложив в них новую смазку.
Подшипники ступиц передних и задних колес
На автомобиле установлены подшипники с двухсторонним уплотнением. В процессе эксплуатации они не требуют регулировки и дополнительной смазки.
Смазка механизмов арматуры кузова
Механизмы и детали арматуры кузова смазывайте при появлении скрипа во время работы, заедании подвижных частей и пр.
Для удовлетворительной работы шарнирных соединений трущихся поверхностей в механизмах арматуры кузова достаточно подачи нескольких капель масла или нанесения тонкого слоя смазки. Излишки смазки удалите, чтобы не загрязнить обивку кузова.
Заправка системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя заполнена специальной жидкостью — антифризом, не замерзающей при температуре окружающего воздуха до –40 °С. Кроме того, она обладает антикоррозионными и антивспенивающими свойствами, препятствующими образованию накипи. Антифриз может оставаться в системе в течение трех лет при условии, что общий пробег за указанное время не превысит 60 тыс. км.
При техническом обслуживании автомобиля проверьте и при необходимости восстановите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ниже метки МIN. Порядок замены охлаждающей жидкости см. «Система охлаждения».
Будьте осторожны при снятии пробки с горловины расширительного бачка на горячем двигателе: чтобы не обжечься, снимите пробку, накрыв большой салфеткой.