3.2.2.34. Коленчатый вал и коренные подшипники
В запчасти поставляются коренные подшипники ремонтных размеров 0,025, 0,05, 0,20, 0,25, 0,50 и 0,75 мм. При установке новых подшипников следует проверить зазоры с помощью пластмассовой калибровочной проволоки. Допускается замена коренных подшипников и проверка зазоров без демонтажа двигателя с автомобиля.
Фиксация шатунов при демонтаже коленчатого вала
| 1 – отрезки шлангов 2 – шатун 4-го цилиндра 3 – шатун 3-го цилиндра 4 – болт масляного поддона 5 – соседние шатуны должны перекрещиваться 6 – резиновые кольца |
Упорное полукольцо
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите двигатель с автомобиля. Установите на стенд или на верстак. Переверните блок цилиндров. | 2. Снимите насос охлаждающей жидкости и переднюю крышку. | 3. Снимите цепь (если предусмотрена) и звездочки привода. | 4. Снимите масляный поддон. | 5. При необходимости снимите масляный насос. | 6. Нанесите номера соответствующих цилиндров на приливы под болты крышек шатунов. Пометьте крышки шатунов, чтобы при сборке установить на прежние места. | 7. Снимите крышки шатунов, оденьте на болты отрезки резинового шланга. | 8. Накерните метки на крышках коренных подшипников, чтобы не перепутать при сборке. | 9. Снимите крышки коренных подшипников. | 10. Нанесите риску напротив шпонки коленчатого вала. | 11. Закрепите шатуны резиновыми кольцами, зацепленными за болты, ввернутые в отверстия крепления масляного поддона. | 12. Вместе с помощником осторожно достаньте коленчатый вал из блока цилиндров. По мере снятия коленчатого вала шатуны будут отклоняться к центру двигателя. | |
Проверка состояния коренных подшипников
Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZD1
Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZЕ1
Вкладыши коренных подшипников дизельного двигателя
| а – номер коренной шейки б – со стороны крышки в – со стороны двигателя |
Коренные подшипники разъемные, состоят из двух вкладышей. Проверка состояния заключается во внешнем осмотре и проверке зазоров. Если зазор в подшипниках превышает норму, то их следует заменить. Предупреждение
Изготовителем в запчасти поставляются коленчатые валы с ремонтными шейками, на которые наносится цифра "9" или маркировка светло-зеленого цвета. Крышки коренных подшипников ремонтных коленчатых валов также снабжены цветовой маркировкой.
Как правило наибольшему износу подвергаются нижние вкладыши (за исключением 1-го подшипника). Поэтому, если нижние вкладыши находятся в удовлетворительном состоянии (отсутствуют глубокие борозды или выкрашивание металла), то можно сделать вывод о том, что верхние вкладыши тоже в удовлетворительном состоянии, и наоборот, при обнаружении признаков сильных повреждений на нижних вкладышах оба вкладыша подлежат замене. Оба вкладыша меняются одновременно.
Проверка зазоров в коренных подшипниках Если зазор проверяется без снятия двигателя, то коленчатый вал должен иметь две опоры (со стороны шкива и трансмиссии). В этом случае измеряется зазор в верхних вкладышах. На снятом двигателе измеряется зазор в нижних вкладышах.Предупреждение
Запрещается корректировать зазор в коренных подшипниках путем подпиливания выступающих кромок вкладышей или разъемных плоскостей крышек и блока цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите коленчатый вал (если коленчатый вал был снят, двигатель снят с автомобиля). Если зазоры проверяются без снятия двигателя, то снимите масляный поддон и масляный насос. Сначала проверяется зазор в заднем коренном подшипнике. Снимите крышку подшипника и протрите от масла. | 2. Уложите полоску калибровочной проволоки на шейку на всю длину подшипника параллельно оси коленчатого вала. Предупреждение Калибровочная пластмассовая проволока растворяется в масле, поэтому во избежание ложных результатов сопрягаемые детали следует тщательно очистить от масла. | 3. Установите крышку и затяните болты с заданным моментом. | 4. Снимите крышку подшипника и по ширине раздавленной проволоки (которая прилипла к шейке) определите зазор. | 5. Если ширина раздавленной проволоки неоднородна, то это указывает на конусность или неравномерный износ шейки и вкладыша. В этом случае шейку надо измерить микрометром. | 6. Если зазор в пределах нормы, то вкладыш в нормальном состоянии. Заменять вкладыши следует только в случае, если зазор превышает нормативный. | 7. Зазор будет сведен к нормативному если установить вкладыши стандартного размера 1-й (0,025 мм) и 2-й (0,05 мм) размерных групп. | 8. Повторите процедуру для остальных вкладышей. После замены всех вкладышей проверьте свободу вращения коленчатого вала. При проверке подшипников 1-го цилиндра ослабьте ремни привода вспомогательных агрегатов, чтобы исключить неравномерное раздавливание калибровочной проволоки (если зазор проверяется без снятия двигателя с автомобиля). | |
Замена коренных подшипников
ДВИГАТЕЛЬ СНЯТ С АВТОМОБИЛЯ
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите и осмотрите коленчатый вал. | 2. Снимите коренные подшипники из постелей в блоке цилиндров и крышек. | 3. Смажьте новые подшипники маслом для двигателя, установите их в блок цилиндров и в крышки. | 4. Установите коленчатый вал (см. ниже). | |
БЕЗ СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ С АВТОМОБИЛЯ
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите крышки коренных подшипников (предполагается, что масляный поддон, насос и свечи сняты), достаньте вкладыши из крышек. | | 2. Извлеките верхний вкладыш коренного подшипника следующим образом. Вставьте в смазочный канал в коренной шейке коленчатого вала шплинт с загнутыми концами. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны передней части), в результате чего вкладыш выйдет из блока цилиндров. | 3. Смажьте новый верхний вкладыш чистым маслом для двигателя и введите тот край вкладыша, на котором отсутствует паз, между коленчатым валом и блоком цилиндров. Проверните коленчатый вал и установите вкладыш на место, убедитесь, что масляные отверстия совпали. Достаньте шплинт. | 4. Смажьте нижний вкладыш и установите в крышку. Правильно сориентируйте и поставьте крышку на место. | 5. Затяните болты крепления крышки с заданным моментом. Предупреждение Перед затяжкой болтов выставите упорные полукольца. Перешлифовка шеек коленчатого вала выполняется в мастерской автосервиса. | |
Установка коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Коленчатый вал устанавливается после подбора вкладышей и проверки зазоров в коренных подшипниках. Смажьте подшипники, установите коленчатый вал и крышки коренных подшипников. | | 2. Окуните все болты крышек в масло для двигателя и затяните все болты в указанной последовательности кроме крышек с упорными полукольцами (номер соответствующей крышки указан в табл. Данные коленчатого вала и шатунов). | 3. Затяните болты крышек с упорными полукольцами от руки. Выставите упорные полукольца, для чего несколько раз сместите монтировкой коленчатый вал до упора вперед и зафиксируйте в этом положении. | | 4. Установите необходимое количество упорных полуколец. Затяните оставшиеся болты крышки с заданным моментом (1 – упорный фланец коленчатого вала на среднем коренном подшипнике; 2 – деревянная колодка). | 5. Проверьте осевой люфт коленчатого вала, для чего сместите коленчатый вал назад до упора, а затем вперед. Люфт измеряется щупом в передней части заднего коренного подшипника или на упорном полукольце. | 6. Установите новый сальник в блок цилиндров и в крышку коренного подшипника. Продолжите сборку двигателя в обратном порядке. | |