Прежде чем окончательно утвердиться в мнении о выходе термостата из строя, проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе, состояние и усилие натяжения ремней привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание), а также исправность функционирования измерителя температуры.
Одной из возможных причиной слишком медленного разогрева двигателя (согласно показаниям измерителя) является заклинивание термостата в открытом положении, — замените термостат новым.
В случае перегрева двигателя потрогайте рукой верхний шланг радиатора. Если шланг не нагрет, возможно, термостат заклинен в закрытом положении, перекрывая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Замените термостат.
| Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобиль со снятым термостатом! При этом может разорваться обратная связь системы управления, что приведет к повышению токсичности отработавших газов и чрезмерному увеличению расхода топлива. |
Если верхний шланг нагрет, это означает, что охлаждающая жидкость исправно циркулирует через радиатор, т.е. термостат открыт (см. Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля, Диагностика неисправностей системы охлаждения).
Наиболее точные результаты дает проверка термостата на верстаке (см. ниже).
Снятие
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Опорожните систему охлаждения (см. Главу Текущее обслуживание), — если замена смеси производилась недавно, сохраните ее для дальнейшего использования.
- Пройдитесь по верхнему радиаторному шлангу до двигателя и отыщите крышку кожуха термостата.
- Ослабьте хомут и снимите шланг от своего соединительного патрубка. Если шланг «прикипел», ухватитесь за него щипцами (как можно ближе к срезу) и постарайтесь повращать на патрубке с целью разрушения удерживающего слоя отложений. Старый, подлежащий замене шланг можно просто разрезать (постарайтесь не оцарапать патрубок).
- Если контактирующая со шлангом поверхность патрубка поражена коррозией, либо механически повреждена, имеет смысл заменить крышку кожуха термостата.
| - Выверните крепежные болты и снимите крышку кожуха термостата. Если крышка «прикипела», обстучите ее молотком с мягким бойком. Приготовьтесь к сбору проливаемой жидкости.
| | - Постарайтесь запомнить установочное положение термостата (клапанным пальцем вверх), затем извлеките его из кожуха.
| | - Удалите с поверхностей кожуха и крышки все следы герметика и материала старой прокладки.
- Замените резиновую уплотнительную прокладку крышки термостата.
| - Установите термостат в кожух (не применяйте никакой герметик). Проследите, чтобы он оказался развернут пальцем прокачки вверх, а оборудованной пружиной стороной к двигателю.
| | - Установите на место крышку и закрепите ее болтами, затянув последние с требуемым усилием.
- Подсоедините к патрубку крышки шланг и прочно закрепите его хомутом. Верните на место все снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
- Залейте в систему необходимое количество охлаждающей жидкости (см. Главу Текущее обслуживание).
- Запустите двигатель и проверьте его на наличие утечек и исправность функционирования термостата (см. выше).
| |
Проверка на верстаке
|
- Снимите термостат с двигателя (см. Главу Двигатель).
| - Подвяжите к сборке термостата отрезок проволоки и опустите ее в заполненную водой емкость. Туда же опустите термометр.
| | | Проследите, чтобы термометр и термостат не соприкасались со стенками и дном емкости! | - Начинайте медленно подогревать воду, следя за изменением показаний термометра, — срабатывание клапана термостата должно происходить в точном соответствии с требованиями Спецификаций.
| - Оцените величину полного открывания клапана, — номинальное значение составляет b—а = 8 мм.
| | |