При нарушении балансировки колес на рулевом колесе будет чувствоваться вибрация, или кузов автомобиля будет периодически раскачиваться. И то, и другое наиболее сильно проявляется при определенных скоростях движения автомобиля и обусловлено неравномерным распределением массы колеса относительно его оси.
1. Нарушение статической балансировки проявляется в том, что отдельные части колеса относительно оси имеют разную массу. Если колесо установить на свободно вращающейся оси, то оно повернется таким образом, что более тяжелый участок всегда будет находиться внизу. При движении автомобиля колесо с нарушением статической балансировки подпрыгивает.
2. Нарушение динамической балансировки колеса проявляется только при быстром вращении колеса. Если более тяжелый участок колеса расположен сбоку относительно среднего сечения колеса, при вращении колеса это приводит не только к подпрыгиванию, но и к его раскачиванию.
3. Колеса должны быть отбалансированы статически и динамически. Для этого используются два следующих метода:
– колесо устанавливают на вал балансировочного станка и вращают, на экране видны места дисбаланса, которые компенсируются креплением свинцовых грузов;
– для исключения всех видов дисбаланса необходимо провести точную балансировку, что позволяет также компенсировать дисбаланс ступицы колеса и тормозного диска. Установленные на автомобиле колеса приводятся во вращение с высокой частотой электродвигателем с фрикционным диском, определяется остаточный дисбаланс, который компенсируется креплением свинцовых грузов.