3.5.1. Техническая характеристика
ДВИГАТЕЛЬ
Код двигателя (находится на блоке цилиндров рядом со щупом) | STR, N-STR, SFA, SF, 4AB, 4BA, 4CA |
Количество цилиндров | 4 в ряд |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Диаметр цилиндра | 94,00 мм |
Ход поршня | 90,0 мм |
Рабочий объем | 2499 см 3 |
Степень сжатия | 23,0 |
Давление при проворачивании двигателя стартером | 20 – 25 |
Мощность кВт/л.с.: | |
– двигатель STR | 51/69 при 4200 об/мин. |
– двигатель SFA | 68/92 при 4150 об/мин. |
– двигатель SF | 85/115 при 4200 об/мин. |
Максимальный крутящий момент: | |
– двигатель STR | 148 Нм при 2000 об/мин. |
– двигатель SFA | 201 Нм при 2000 об/мин. |
– двигатель SF | 270 Нм при 2200 об/мин. |
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из легкого сплава со вставленными камерами сгорания, седлами и направляющими клапанов.
Высота головки блока цилиндров | 90 ± 0,15 мм |
Максимальное уменьшение высоты головки при обработке | 0,5 мм |
Максимальная неплоскостность нижней плоскости головки блока цилиндров | 0,15 мм |
Диаметр оси рычагов | 18,96 – 19,00 мм |
Выступание поршней | Толщина прокладки |
от 0,69 до 0,79 мм | 1,53 мм (обозначение: 2 выреза) |
от 0,79 до 0,89 мм | 1,63 мм (обозначение: 3 выреза) |
более 0,89 мм | 1,73 мм (обозначение: 4 выреза) |
Тип камеры сгорания | вихревая Ricardo Comet Mark V |
Диаметр шарика | 3 мм |
Выступание вихревых камер от нижней плоскости головки блока цилиндров | 0 – 0,03 мм |
Угол рабочей фаски седла клапана: | |
– впускного | 120° |
– выпускного | 90° |
Ширина рабочей фаски | 2,2 – 2,5 мм |
Направляющие клапанов Направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров и одинаковы как для впускных, так и для выпускных клапанов.
Наружный диаметр: | |
– номинальный | 14,048 – 14,059 мм |
– первый ремонтный | 14,280 – 14,290 мм |
– второй ремонтный | 14,579 – 14,590 мм |
Внутренний диаметр | 8,520 – 8,542 мм |
Длина | 55 мм |
Расстояние между направляющей и нижней плоскостью головки блока цилиндров | 27,95 – 28,05 мм |
Угол рабочей фаски: | |
– впускного клапана | 120° |
– выпускного клапана | 90° |
Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе (через четыре часа после последнего запуска): | |
– двигатель без наддува: | |
впускной клапан | 0,30 – 0,35 мм |
выпускной клапан | 0,30 – 0,35 мм |
– двигатель с турбонаддувом: | |
впускной клапан | 0,10 – 0,20 мм |
выпускной клапан | 0,20 – 0,30 мм |
Высота подъема клапанов: | |
– впускной клапан | 8,95 (Turbo 8,48) мм |
– выпускной клапан | 8,22 (Turbo 8,27) мм |
Расстояние от нижней плоскости головки блока цилиндров до тарелки клапана: | |
– впускной клапан | 0,75 – 1,25 мм |
– выпускной клапан | 1,05 – 1,45 мм |
Впускной клапан: | |
– длина | 116,25 мм |
– диаметр тарелки клапана | 42,5 мм |
– диаметр стержня | 8,473 – 8,495 мм |
– толщина рабочей кромки тарелки клапана | 2,2 – 2,5 мм |
Выпускной клапан: | |
– длина | 116,25 мм |
– диаметр тарелки клапана | 35,5 мм |
– диаметр стержня | 8,453 – 8,475 мм |
– толщина рабочей кромки тарелки клапана | 2,2 – 2,5 мм |
Максимально допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой | 0,15 мм |
Длина пружины в свободном состоянии: | |
– внешней | 44,6 мм |
– внутренней | 41,0 мм |
Диаметр проволоки пружины: | |
– внешней | 4,6 мм |
– внутренней | 2,4 мм |
Количество коренных шеек | 5 |
Диаметр цилиндра: | |
– номинальный класс А | 94,000 – 94,015 мм |
– номинальный класс B | 94,015 – 94,030 мм |
– ремонтный 1 класс С | 94,200 – 94,215 мм |
– ремонтный 1 класс D | 94,215 – 94,230 мм |
– ремонтный 2 класс Е | 94,400 – 94,415 мм |
– ремонтный 2 класс F | 94,415 – 94,430 мм |
– ремонтный 3 класс G | 94,600 – 94,615 мм |
– ремонтный 3 класс H | 94,615 – 94,630 мм |
– ремонтный 4 класс S | 94,800 – 94,815 мм |
– ремонтный 4 класс K | 94,815 – 94,830 мм |
Диаметр гнезда толкателя: | |
– номинальный | 24,00 – 24,03 мм |
– ремонтный | 24,20 – 24,23 мм |
Зазор между толкателем и гнездом | 0,04 – 0,08 мм |
Число коренных шеек | 5 |
Осевой люфт коленчатого вала | 0,08 – 0,29 мм |
Фиксация от осевого перемещения | упорными полукольцами |
Толщина упорных полуколец: | |
– номинальная | 2,30 – 2,33 мм |
– ремонтная | 2,50 – 2,53 мм |
Зазор в коренных подшипниках | 0,040 – 0,098 мм |
Диаметр коренных шеек: | |
– стандартная | 59,994 – 60,021 мм |
– уменьшенная на 0,30 мм | 59,694 – 59,721 мм |
– уменьшенная на 0,50 мм | 59,494 – 59,521 мм |
– уменьшенная на 0,80 мм | 59,194 – 59,221 мм |
Длина шейки: | |
– передней | 38,40 – 38,55 мм |
– промежуточной | 30,4 – 30,6 мм |
– центральной | 37,76 – 37,81 мм |
– задней | 37,84 – 38,04 мм |
Зазор в шейках | 0,040 – 0,098 мм |
Диаметр шатунных шеек: | |
– номинальный | 54,994 – 55,021 мм |
– ремонтный (-0,3) | 54,694 – 54,721 мм |
Длина шейки | 36,0 – 36,1 мм |
Ширина шатунного вкладыша | 29,0 мм |
Максимальное усилие проворачивания коленчатого вала | 60 Нм |
Ширина вкладышей: | |
– переднего, среднего и заднего | 29,80 мм |
– промежуточных | 21,80 мм |
Шатуны
Отверстие головки шатуна: | |
– верхней (под втулку) | 32,975 – 33,000 мм |
– нижней | 58,737 – 58,750 мм |
Втулка шатуна: | |
– внутренний диаметр | 30,007 – 30,020 мм |
– наружный диаметр | 33,000 – 33,025 мм |
Осевой зазор на шейке коленчатого вала | 0,10 – 0,25 мм |
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой | 0,040 – 0,092 мм |
Диаметр пальца: | |
– двигатель STR | 29,994 – 30,000 мм |
– двигатель SFA | 32,000 мм |
Поршни Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава. Максимальная разница масс комплекта поршней двигателя не должна превышать 5 г. Метод установки в цилиндре: углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и камеры сгорания) должны быть со стороны топливного насоса.
Диаметр поршня (измерения производятся на расстоянии 15,8 мм от днища поршня перпендикулярно поршневому пальцу): | |
– номинальный класс А | 93,855 – 93,900 мм |
– номинальный класс B | 93,900 – 93,915 мм |
– ремонтный 1 класс С | 94,085 – 94,100 мм |
– ремонтный 1 класс D | 94,100 – 94,115 мм |
– ремонтный 2 класс Е | 94,285 – 94,300 мм |
– ремонтный 2 класс F | 94,300 – 94,315 мм |
– ремонтный 3 класс G | 94,485 – 94,500 мм |
– ремонтный 3 класс H | 94,500 – 94,515 мм |
– ремонтный 4 класс S | 94,685 – 94,700 мм |
– ремонтный 4 класс K | 94,700 – 94,715 мм |
Выступание поршня из блока цилиндров двигателя | 0,50 – 0,92 мм (Turbo 0,40 – 0,87 мм) |
Поршневые кольца На каждом поршне установлены два уплотнительных кольца и одно маслосъемное, состоящее из трех деталей.
Поршневые кольца: | |
– уплотнительное верхнее | хромированное, сферическое |
– компрессионное | с выемкой (вверх) |
– маслосъемное | U-образное |
Зазоры замков поршневых колец (установленных в цилиндре): | |
– верхнее уплотнительное кольцо | 0,40 – 0,65 мм (Turbo 0,25 – 0,50 мм) |
– компрессионное кольцо | 0,35 – 0,60 мм (Turbo 0,20 – 0,40 мм) |
– маслосъемное кольцо | 0,15 – 0,30 мм (Turbo 0,15 – 0,45 мм) |
Высота колец: | |
– уплотнительное верхнее | 1,978 – 1,990 мм |
– компрессионное | 1,978 – 1,990 мм |
– маслосъемное | 4,478 – 4,490 мм |
Фазы газораспределения: | |
– открытие впускных клапанов | 8° перед ВМТ |
– закрытие впускных клапанов | 40° после НМТ |
– открытие впускных клапанов | 56° перед НМТ |
– закрытие впускных клапанов | 12° после ВМТ |
Распределительный вал Распределительный вал вращается в трех подшипниках с приводом цепью.
Диаметры шеек распределительного вала | 41,925 – 41,950 мм |
Рабочий зазор шеек распределительного вала | 0,05 – 0,11 мм |
Осевой люфт распределительного вала | 0,05 – 0,15 мм |
СИСТЕМА СМАЗКИ Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от распределительного вала через угловую зубчатую передачу. Система смазки имеет заменяемый фильтр и масляный радиатор.
Тип масляного насоса | шестеренчатый |
Объем моторного масла: | |
– без фильтра | 5,0 дм 3 |
– с фильтром | 5,6 дм 3 |
Тип моторного масла | API SE/ CD или SF/ CD |
Вязкость моторного масла при температуре: | |
– от 20° С до +30 °С | SAE 10W-30 |
– выше -20° С | SAE 10W-40/ 10W-50 |
– выше -15° С | SAE 15W-40/ 15W-50 |
– ниже -20° С | 5W-30 |
Периодичность замены | каждые 7500 км пробега либо раз в шесть месяцев |
Давление загорания контрольной лампочки | 0,08 – 0,10 МПа |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением, содержит радиатор, расширительный бачок и насос охлаждающей жидкости. Удаление воздуха из системы происходит автоматически после запуска двигателя.
Насос охлаждающей жидкости Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем. Насос охлаждающей жидкости не ремонтируется и в случае неисправности его необходимо заменить.
Диаметр ротора | 60 мм |
Термостат Восковой термостат расположен в одном корпусе с насосом охлаждающей жидкости.
Марка | Calorstat |
Температура начала открытия | 72° С |
Температура полного открытия | 81° С |
Минимальный ход клапана | 7,5 мм |
Охлаждающая жидкость
Количество | 9,5 дм 3 |
Тип | специальная незамерзающая жидкость Ford SQM 97 B 9103A |
Периодичность обслуживания | проверка уровня каждые 7500 км пробега (не требует периодической замены охлаждающей жидкости) |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА Топливная система содержит распределительный топливной насос CAV Roto Diesel.
Топливной насос Роторный распределительный топливной насос Roto Diesel оборудован гидравлическим устройством увеличения дозы топлива во время холодного запуска с автоматической поддержкой повышенного числа оборотов холостого хода, управляемым термостатически, и электромагнитным клапаном выключения двигателя (клапан STOP), прекращающим подачу топлива.
Марка и тип | Roto Diesel или Lucas Roto Diesel |
Порядок впрыска (цилиндр №1 со стороны маховика) | 1–3–4–2 |
Начало нагнетания | положение поршня 1-го цилиндра двигателя 2,85 мм перед ВМТ или 18° перед ВМТ |
Число оборотов холостого хода: | |
– без наддува | 800 об/мин. |
– с турбонаддувом | 875 – 900 об/мин. |
Число оборотов ускоренного холостого хода (холодного двигателя) | 880 – 930 об/мин. |
Максимальное число оборотов (без нагрузки) | 4800 – 4850 об/мин. |
Время уменьшения оборотов с максимальных до холостого хода | 5 секунд |
Турбонагнетатель | Garret AiResearch T03 |
Форсунки Форсунки ввинчиваются в головку блока цилиндров.
Корпус форсунок | Roto Diesel или Bosch КСА 30 S 44 |
Давление открытия форсунки: | |
– без наддува | 11,5 ± 0,5 МПа |
– с турбонаддувом | 13,0 ± 0,5 МПа |
Свечи накаливания
Марка и тип | Bosch, Beru, Lucas или Champion CH68 |
Контрольная температура нагрева свечей (в течение 7 секунд при окружающей температуре 20° С) | 850° С |
МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крепления головки блока цилиндров: | |
– 1 этап | 30 Нм |
– 2 этап | 70 Нм |
– 3 этап – отвинтить болты по порядку затягивания на 90° и повторно затянуть | 70 Нм |
– 4 этап – после 10 минут работы двигателя при 3000 об/мин и остывания в течение 4 часов и перетянуть дважды (один раз *) (отвинтить на 90° и затянуть) | 70*/ 80 Нм |
– 5 этап | довернуть на 120° |
Контргайки регулировочных болтов рычагов | 12,5 – 17,5 Нм |
Крышка головки блока цилиндров | 3 – 4 Нм |
Гайки внутренних стоек оси рычагов | 17 – 22 Нм |
Крышка толкателей | 5 – 7,5 Нм |
Маслосливная пробка | 7,5 – 12,5 Нм |
Маслоприемник | 5 – 7,5 Нм |
Труба измерителя уровня масла | 20 – 30 Нм |
Крышки коренных подшипников | 100 – 120 Нм |
Крышки шатунных подшипников | 53 – 62 Нм |
Маховик: | |
– 1 этап | 15 Нм |
– 2 этап | 95 Нм |
Шкив коленчатого вала | 240 – 260 Нм |
Масляный насос | 25 – 30 Нм |
Пробки масляного насоса | 80 – 100 Нм |
Крышка масляного насоса | 5 – 7,5 Нм |
Скоба для подъема двигателя | 10 – 12 Нм |
Пробка слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров | 20 – 30 Нм |
Гайка крепления муфты вентилятора радиатора | 30 – 40 Нм |
Крепление механизма натяжения ремня генератора | 21 –25 Нм |
Свечи накаливания | 30 – 40 Нм |
Коробка передач к двигателю: | |
– типа N | 40 – 50 Нм |
– типа МТ-75 | 70 – 90 Нм |
* Применяется только к болтам длиной 70 и 95 мм.