1. Слить масло в соответствующий контейнер (если это не было сделано ранее). |
2. Отвинтить масляный фильтр с помощью ременного или цепного ключа. |
3. Извлечь щуп для измерения уровня масла. |
4. В некоторых моделях автомобилей, отвинтить с помощью гаечного ключа на 37 мм специальную гайку, которой удлинительный кронштейн крепится к масляному радиатору. Снять кронштейн вместе с шайбами и уплотнительным кольцом. Отвинтить центральную втулку и снять масляный радиатор вместе с прокладкой. |
5. Снять сцепление. Обратить внимание на положение установки диска сцепления. |
6. Снять опорные кронштейны двигателя. |
7. Снять насос усилителя рулевого управления и приводной ремень. |
8. Отвинтить болт крепления прижимного фланца распределителя зажигания и извлечь распределитель из блока цилиндров. |
9. Отвинтить два болта, которыми кронштейн холостого шкива приводного ремня насоса усилителя рулевого управления крепится к верхней крышке, и снять кронштейн и шкив. |
10. Ослабить болты крепления генератора переменного тока и поднять генератор, снять ремень вентилятора. Отвинтить три болта, которыми опорный кронштейн генератора переменного тока крепится к блоку цилиндров, и снять генератор с кронштейном. |
11. Снять с водяного насоса вентилятор и шкив. |
12. Отсоединить от карбюратора топливопровод и снять клапан вентиляции картера (если установлен) с крышки головки блока цилиндров. |
13. Ослабить крепежные хомуты и отсоединить шланг от штуцера для выпуска воды и обводной шланг от корпуса термостата. |
14. Отвинтить четыре болта крепления, снять карбюратор и промежуточный фланец с впускного коллектора. |
15. Отвинтить болты крышек головки блока цилиндров и снять крышки. |
| |
16. Отвинтить крепежные болты осей клапанных коромысел и снять оси (рисунок слева) и маслоотражательные щитки (рисунок справа). Обратите внимание на направление установки щитков. Нанести метки на оси клапанных коромысел для последующей установки на прежние места. |
| 17. Снять штанги толкателей. Положить их к соответствующим осям клапанных коромысел, для повторной установки на прежние места. |
18. Отвинтить крепежные болты впускных и выпускных коллекторов и снять коллекторы. Поскольку при установке впускного коллектора используется герметик, необходимо воспользоваться отверткой для того, чтобы отсоединить коллектор, однако, никогда не располагать отвертку между контактными поверхностями впускного коллектора и блока цилиндров. |
19. Последовательно отвинтить болты крепления головки блока цилиндров; порядок отвинчивания болтов должен быть обратным порядку их затягивания. |
20. Снять головки блока цилиндров. Если головка не снимается, необходимо нарушить целостность уплотнения между блоком цилиндров и головкой, покачав головку. Если это не поможет, можно попытаться с помощью резких ударов молотком с мягкой ударной частью освободить головку. Ни в коем случае не ударять металлическим молотком непосредственно по головке: это может разрушить хрупкую отливку. Нельзя также отделять головку, вставляя отвертку или зубило между нею и блоком цилиндров, поскольку при этом можно повредить сопрягающиеся поверхности этих деталей. |
21. Снять прокладки головок цилиндров. |
22. Отвинтить два болта, которыми топливный насос крепится к блоку, затем снять насос, прокладку и тягу рычажной передачи. |
23. Отвинтить и снять датчик давления масла. |
24. Отвинтить болт, которым крепится шкив коленчатого вала, и снять шкив. Если шкив закреплен на демпфере колебаний, также отвинтить центральный болт демпфера. |
25. Отметить положение маховика относительно коленчатого вала, чтобы впоследствии установить в том же положении. |
26. Заблокировать маховик, затем отвинтить шесть болтов, которыми маховик крепится к коленчатому валу, и снять маховик. |
27. Снять заднюю пластину двигателя. |
| |
28. Установить двигатель на торец и при помощи изогнутой медной проволоки (см. рис. Изогнутая проволока для извлечения толкателей клапанов) извлечь толкатели клапанов. Положить толкатели к соответствующим штангам толкателей, чтобы впоследствии установить в прежние отверстия. |
29. Отвинтить болты крепления масляного поддона и снять поддон и прокладку поддона. |
30. Отвинтить приемную трубку с масляного насоса и снять прокладки. |
| |
31. Отвинтить два болта (указаны стрелками на рисунке слева) и снять масляный насос. Снять приводной вал (указан стрелкой на рисунке справа) масляного насоса, обратив внимание на положение установки. |
| 32. Снять крышку картера сцепления. |
33. Отвинтить задний патрубок термостата системы охлаждения. Снять прокладку. |
34. Отвинтить болты, которыми водяной насос крепится к крышке привода распределительного механизма, и снять водяной насос. |
35. Отвинтить болты корпуса термостата, снять корпус и извлечь термостат. Отсоединить задний патрубок водяной магистрали. |
36. Отвинтить болты, которыми крышка привода распределительного механизма крепится к передней части блока цилиндров, и снять крышку. |
37. Удалить кольцевые уплотнения, которые не подлежат повторному использованию. |
| 38. Отвинтить болт, которым шестерня распределительного вала крепится к распределительному валу, и снять шестерню. |
| 39. Отвинтить крепежные болты передней промежуточной пластины и снять промежуточную пластину. |
| 40. Отвинтить два крепежных болта упорного фланца распределительного вала и извлечь распределительный вал вместе с упорным кольцом, затем снять пластинчатую пружину и прокладку. |
41. Если необходимо снять шестерню коленчатого вала, используя для снятия обычный съемник. |
| |
42. Проверить идентификационные метки на крышках шатунных подшипников и шатунах (рисунок слева), чтобы удостовериться в соответствии крышек шатунам и впоследствии установить группы деталей на соответствующие места. На днищах поршней имеются метки (стрелки), указывающие на переднюю сторону (рисунок справа). Стрелки на днище поршня должны быть направлены к передней части двигателя. |
43. Отвинтить гайки крышек шатунов и расположить с одной стороны в том порядке, в котором они снимались. |
44. Снять крышки шатунов, расположить для хранения в соответствующем порядке, обратив внимание на направление установки. Также проследить за тем, чтобы вкладыши хранились с соответствующими шатунами, если только они не подлежат замене. Если крышки шатунов не снимаются, слегка постучать по ним молотком с мягким бойком. |
| 45. Чтобы снять вкладыш, нажмите на него напротив канавки в шатуне и крышке, вкладыш легко снимется. |
46. Толкая рукояткой молотка снизу, извлеките поршень и шатун вверх из цилиндра. |
| 47. Проверить, что на коренных подшипниках имеются идентификационные метки, позволяющие установить их в нужные положения при сборке. На крышках подшипников проставлены их номера (указаны стрелками А и В), а стрелка указывает на переднюю часть двигателя. Следует отметить, что на двигателе объемом 2,8 л крышки с номерами 2 и 3 крепятся более длинными болтами с выпуклыми головками. |
48. Отвинтить болты крепления и снять крышки коренных подшипников и нижние вкладыши; вкладыши следует хранить с соответствующими крышками. |
49. При снятии крышки заднего коренного подшипника помнить о том, что ею также удерживается заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. |
50. При снятии крышки коренного подшипника №3 обратить внимание на расположение двух упорных полуколец. |
51. Извлечь коленчатый вал из картера и снять заднее уплотнительное кольцо. |
52. Извлечь из картера нижние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца подшипника № 3, расположить их для хранения с соответствующими крышками коренных подшипников. |