3.3. Двигатель V6
3.3.1. Техническая характеристика
Моторный отсек с двигателем V6 2,8 дм3
1 – аккумулятор, 2 – стойка, 3 – воздушный фильтр, 4 – измеритель потока воздуха, 5 – фары, 6 – шильдик регулировок, 7 – крышка дополнительной фары, 8 – шланг вентиляции картера, 9 – крышка дросселя, 10 – выключатель "kick-down" и трос акселератора, 11 – камера повышенного давления, 12 – клапан управления оборотами холостого хода, 13 – верхний шланг радиатора, 14 – маслозаливная крышка, 15 – бачок гидроусилителя рулевого управления, 16 – звуковой сигнал, 17 – датчик уровня жидкости омывателя, | 18 – насос омывателя ветрового стекла, 19 – бачок омывателя, 20 – датчик уровня охлаждающей жидкости, 21 – расширительный бачок, 22 – держатели двигателя, 23 – шланг отопителя, 24 – привод гидравлической тормозной системы, 25 – бачок для тормозной жидкости, 26 – гидравлический аккумулятор тормозной системы, 27 – блок предохранителей, 28 – двигатель стеклоочистителя, 29 – заборник отопителя, 30 – регулятор давления топлива, 31 – крышка распределителя, 32 – измеритель уровня масла, 33 – измеритель уровня масла в автоматической коробке передач |
Двигатель V6 с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала в блоке цилиндров двигателя, который приводится в действие через косозубую шестеренчатую передачу от коленчатого вала (двигатель V6 2,8 дм3) или цепью (двигатели V6 2,4 и 2,8 дм3). Головки блока цилиндров установлены таким образом, что впускной коллектор расположен между ними, а выпускные коллекторы с внешних сторон коллекторов. Блок цилиндров изготовлен из чугуна. В нижней части блока расположен масляный поддон, отштампованный из листовой стали или отлитый из алюминиевого сплава. Поршни из алюминиевого сплава, соединенные с коленчатым валом посредством шатунов двутаврового сечения. Коленчатый вал вращается в четырех подшипниках, осевой люфт регулируется упорными полукольцами, установленными на третьем коренном подшипнике. Смазка под давлением осуществляется с помощью двухроторного масляного насоса.
ДВИГАТЕЛЬ
Основные параметры
Двигатель | 2,4 V6 | 2,8 V6 | 2,9 V6 | 2,9 V6 | 2,9 V6 |
Обозначение | АКС | BRC | BRD | BRE | |
Диаметр цилиндра, (мм) | 84,00 | 93,00 | 93,00 | 93,00 | 93,00 |
Ход поршня, (мм) | 72,00 | 68,50 | 71,99 | 71,99 | 71,99 |
Объем, (см3) | 2394 | 2792 | 2933 | 2933 | 2933 |
Степень сжатия | 9,5 | 9,2 | 9,5 | 9,0 | 9,0 |
Давление сжатия, (МПа) | 1,15 – 1,25 | ||||
Номинальная мощность: | |||||
– кВт при об/мин. | 96 при 5800 | 110 при 5800 | 110 при 5700 | 107 при 5500 | 107 при 5500 |
– л.с. при об/мин. | 131 при 5800 | 150 при 5800 | 150 при 5700 | 146 при 5500 | 146 при 5500 |
Максимальный крутящий момент (Нм при об/мин.) | 193 при 3000 | 216 при 3000 | 233 при 3000 | 222 при 3000 | 226 при 3000 |
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ Головка выполнена из специального алюминиевого сплава.
Обозначение: | |
– двигатель 4,8 дм3 | H |
– двигатель 2,8 дм3 | EN |
– двигатель 2,9 дм3 (BRC) | F |
– двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | K |
Седла клапанов: | |
– угол рабочей фаски клапанов | 44,30 – 45,00° |
– ширина рабочей фаски седла клапана | 1,61 – 2,33 мм |
Перешлифование нижней плоскости головки блока цилиндров не предусмотрено.
КЛАПАНЫ Размеры впускных клапанов
Наименование | V6 2,4 дм 3 и 2,9 BRC | V6 2,8 дм 3 | V6 2,9 дм 3 |
Диаметр тарелки, мм | 39,67 – 40,00 | 41,85 – 42,24 | 41,85 – 42,24 |
Длина клапана, мм | 106,2 – 106,9 | 105,25 – 106,96 | 104,7 – 105,4 |
Диаметр стержня, мм: | |||
– стандартный | 8,025 – 8,043 | 8,025 – 8,043 | 8,025 – 8,043 |
– увеличенный на +0,2, +0,4, +0,6 и +0,8 мм |
Зазор стержня в направляющей: 0,020 – 0,063 мм.
Размеры выпускных клапанов
Наименование | V6 2,4 дм 3 и 2,9 BRC | V6 2,8 дм 3 | V6 2,9 дм 3 |
Диаметр тарелки, мм | 33,83 – 34,21 | 35,83 – 36,21 | 41,85 – 42,24 |
Длина клапана, мм | 106,1 – 107,1 BRC 106,8 – 107,8 | 105,20 – 106,20 | 104,6 – 105,6 |
Диаметр стержня, мм: | |||
– стандартный | 7,999 – 8,017 | 7,999 – 8,017 | 7,999 – 8,017 |
– увеличенный на +0,2, +0,4, +0,6 и +0,8 мм |
Идентификация маслоотражательных колпачков по цвету
Стандартный размер | Белый |
Увеличенный на 0,2 мм | Красный |
Увеличенный на 0,4 мм | Синий |
Увеличенный на 0,6 мм | Зеленый |
Увеличенный на 0,8 мм | Черный |
Впускной клапан | 0,35 мм |
Выпускной клапан | 0,40 мм |
Зазор стержня в направляющей: 0,046 – 0,089 мм.
Пружины клапанов Применены одинаковые пружины для впускных и выпускных клапанов.
Свободная длина: | |
– двигатель 2,4 дм3 | 55,12 мм |
– двигатель 2,8 дм3 | 52,50 мм |
– двигатель 2,9 дм3 (BRC) | 52,50 мм |
– двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | 53,00 мм |
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна. Цилиндры выполнены непосредственно в блоке цилиндров.
Обозначение: | |
– двигатель 2,4 дм3 | D |
– двигатель 2,8 дм3 | E |
– двигатель 2,9 дм3 | F |
Диаметр постели коренных подшипников: | |
– стандартный | 60,620 – 60,640 мм |
– увеличенный | 61,000 – 61,020 мм |
Диаметр постели подшипников распределительного вала: | |
– переднего | 47,025 – 47,060 мм |
– переднего центрального | 46,645 – 46,680 мм |
– заднего центрального | 46,265 – 46,300 мм |
– заднего | 45,885 – 45,920 мм |
Диаметры цилиндров (мм)
Двигатель | 2,4 дм 3 | 2,8 и 2,9 дм 3 |
Диаметры номинальные стандартные: | ||
– группа 1 | 84,000 – 84,010 | 93,010 – 93,020 |
– группа 2 | 84,010 – 84,020 | 93,020 – 93,030 |
– группа 3 | 84,020 – 84,030 | 93,030 – 93,040 |
– группа 4 | 84,030 – 84,040 | 93,040 – 93,050 |
– служебный | 84,030 – 84,040 | 93,040 – 93,050 |
Диаметры увеличенные: | ||
– группа А | 84,510 – 84,520 | 93,520 – 93,530 |
– группа В | 84,520 – 84,530 | 93,530 – 93,540 |
– группа С | 84,530 – 84,540 | 93,540 – 93,550 |
Диаметры ремонтных размеров: | ||
– с допуском 0,5 | 84,530 – 84,540 | 93,540 – 93,550 |
– с допуском 1,0 | 85,030 – 85,040 | 94,040 – 94,050 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ Коленчатый вал Стальной коленчатый вал опирается на четыре подшипника. Измерение следует проводить при помощи измерительных стержней Plastigage.
Осевой люфт | 0,08 – 0,20 мм |
Диаметры шеек коренных подшипников | 56,980 – 57,00 мм |
Зазор в коренных подшипниках | 0,008 – 0.062 мм |
Диаметры шатунных шеек | 53,980 – 54,000 мм |
Зазор в шатунных подшипниках | 0,006 – 0,064 мм |
Ширина опорного подшипника (3-го) | 26,39 – 26,44 мм |
Допустимое уменьшение диаметра коренных и шатунных шеек (кроме двигателя 2,8 дм3) | 0,254 мм |
Маховик Маховик закреплен на фланце коленчатого вала шестью болтами.
Шатуны Шатуны выкованы из стали, и в сечении имеют двутавровый профиль. Поршневой палец запрессован в головке шатуна.
Диаметр отверстия головки шатуна | 23,958 – 23,976 мм |
Натяг пальца в головке шатуна | 0,018 – 0,039 мм |
Температура нагрева головки шатуна в процессе установки пальца | 250° – 300° С |
Диаметр отверстия основания шатуна | 56,820 – 56,840 мм |
Допустимая неперпендикулярность оси отверстий относительно оси шатуна: | |
– отверстие головки | 0,10 мм |
– отверстие основания | 0,15 мм |
Поршни Метод установки: стрелка на дне поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя (в сторону привода системы газораспределения).
Размеры поршней (мм)
Двигатель | 2,4 дм 3 | 2,8 и 2,9 дм 3 |
Диаметры номинальные стандартные: | ||
– группа 1 | 83,962 – 83,972 | 92,972 – 92,982 |
– группа 2 | 83,972 – 83,982 | 92,982 – 92,992 |
– группа 3 | 83,982 – 83,992 | 92,992 – 93,002 |
– группа 4 | 83,992 -84,002 | 93,002 – 93,012 |
– служебный | 83,978 – 84,002 | 93,000 – 93,020 |
Диаметры ремонтных размеров: | ||
– с допуском 0,5 | 84,478 – 84,502 | 93,500 – 93,520 |
– с допуском 1,0 | 84,978 – 85,002 | 94,000 – 94,020 |
Зазор новых поршней в цилиндрах | 0,028 – 0,048 | 0,020 – 0,050 |
Поршневые пальцы Пальцы, изготовлены из стали и подвергнуты термической обработке, запрессованы в головках шатунов (горячий монтаж при температуре головки 250°–300° С) и проворачиваются в ступицах поршня.
Диаметр (мм): | |
– обозначение красным цветом | 23,994 – 23,997 |
– обозначение синим цветом | 23,997 – 24,000 |
Зазор в ступицах поршня | 0,008 – 0,014 мм |
Натяг в головке шатуна | 0,018 – 0,042 мм |
Поршневые кольца Каждый поршень имеет три кольца: два уплотнительных и одно маслосъемное.
Зазор замка уплотнительных колец (установленных в цилиндре): | |
– двигатель 2,4 и 2,9 дм3 | 0,3 – 0,5 мм |
– двигатель 2,8 дм3 | 0,38 – 0,58 мм |
Зазор замка маслосъемного кольца | 0,40 – 1,40 мм |
Расположение замков колец: | |
– уплотнительных | по 150° (в противоположные стороны) относительно замка маслосъемного кольца |
– маслосъемного | замок распирающей пружины устанавливается в соответствии с направлением стрелки на дне поршня; замки верхней и нижней пластин устанавливаются по 25 мм вправо и влево от направления стрелки |
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ Распределительный вал расположен в блоке цилиндров, приводит в движение клапана посредством толкателей и рычагов клапанов и приводится в действие шестеренчатой или цепной передачей.
Рабочий зазор клапанов (в холодном состоянии): | |
– впускных | 0,35 мм |
– выпускных | 0,40 мм |
Фазы распределения
Двигатель | 2,4 дм 3 и 2,9 BRC | 2,8 дм 3 | 2,9 дм 3 BRD и BRE |
OZD | 24° перед ВМТ | 26° 30' перед ВМТ | 30° перед ВМТ |
ZZD | 64° после НМТ | 69° 30' после НМТ | 66° после НМТ |
OZW | 66° перед НМТ | 75° 30' перед НМТ | 76° перед НМТ |
ZZW | 22° после ВМТ | 22° 30' после ВМТ | 20° после ВМТ |
OZD и ZZD – соответственно открытие и закрытие впускного клапана; OZW и ZZW – соответственно открытие и закрытие выпускного клапана; ВМТ и НМТ – соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Распределительный вал Распределительный вал вращается в четырех подшипниках.
Диаметры подшипников распределительного вала: | |
– переднего | 43,903 – 43,923 мм |
– переднего центрального | 43,522 – 43,542 мм |
– заднего центрального | 43,141 – 43,161 мм |
– заднего | 42,760 – 42,780 мм |
Внутренние диаметры втулок подшипников: | |
– переднего | 43,948 – 43,968 мм |
– переднего центрального | 43,567 – 43,587 мм |
– заднего центрального | 43,186 – 43,206 мм |
– заднего | 42,805 – 42,825 мм |
Осевой люфт распределительного вала | 0,02 – 0,10 мм |
Толщина упорного фланца распределительного вала: | |
– красного | 3,960 – 3,985 мм |
– синего | 3,986 – 4,011 мм |
Толщина прокладок распределительного вала: | |
– красной | 4,075 – 4,100 мм |
– синей | 4,101 – 4,125 мм |
Подъем кулачков: | |
– впускного: | |
двигатель 2,4 дм3 | 6,72 мм |
двигатель 2,8 дм3 | 6,70 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRC) | 6,72 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | 6,54 мм |
– выпускного | 6,6 мм |
двигатель 2,4 дм3 | 6,72 мм |
двигатель 2,8 дм3 | 6,60 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRC) | 6,72 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | 6,54 мм |
Высота кулачков: | |
– впускного: | |
двигатель 2,4 дм3 | 36,08 – 36,25 мм |
двигатель 2,8 дм3 | 35,995 – 36,165 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRC) | 36,08 – 36,25 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | 36,22 – 36,41 мм |
– выпускного: | |
двигатель 2,4 дм3 | 36,08 – 36,25 мм |
двигатель 2,8 дм3 | 35,895 – 36,065 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRC) | 36,08 – 36,25 мм |
двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE) | 36,22 – 36,41 мм |
СИСТЕМА СМАЗКИ Смазку под давлением обеспечивает роторный масляный насос, в корпусе которого находится перепускной клапан.
Минимальное давление масла (при температуре 80° С): | |
– при 750 об/мин. | 0,1 МПа |
– при 2000 об/мин. | 2,5 МПа |
Давление открытия перепускного клапана (при 1000 об/мин.) | 0,40 – 0,47 МПа |
Давление загорания контрольной лампочки давления масла | 0,03 МПа – 0,06 МПа |
Объем моторного масла в двигателе, дм3: | |
– с заменой фильтра | 4,25 |
– без замены фильтра | 4,00 |
Масляный насос Роторный масляный насос, с внутренним расположением зубьев, приводится в действие от распределительного вала.
Зазор шестерни с внутренним расположением зубьев относительно корпуса | 0,150 – 0,300 мм |
Зазор между зубьями шестерен | 0,05 – 0,20 мм |
Осевой зазор шестерен | 0,003 – 0,100 мм |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью содержит радиатор, расширительный бачок, насос охлаждающей жидкости, термостат и вентилятор.
Радиатор и расширительный бачок Радиатор с поперечным потоком имеет бачки из искусственного материала. Расширительный бачок изготовлен из прозрачного материала и имеет обозначения максимального и минимального уровней охлаждающей жидкости.
Давления открытия клапана избыточного давления в пробке расширительного бачка | 120 – 150 кПа |
Насос охлаждающей жидкости Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней крышке блока цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем вместе с генератором.
Термостат
Температура начала открытия | 79° – 83° С |
Температура полного открытия | 102 ± 3° С |
Охлаждающая жидкость
Количество | 8,6 дм 3 |
Тип | смесь специальной незамерзающей жидкости Ford SSM 97 B 9103 A (50%) и дистиллированной воды (50%) образуют защиту до -30° С |
Периодичность замены | каждые 60 000 км пробега автомобиля или раз в два года |
МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крышек коренных подшипников | 90 – 104 Нм |
Болты шатунов | 26 – 33 Нм |
Болт шкива коленчатого вала | 115 – 130 Нм |
Болт шестерни распределительного вала | 42 – 50 Нм |
Болты упорного фланца распределительного вала | 17 – 21 Нм |
Болты маховика | 67 – 70 Нм |
Болты крепления демпфера к коленчатому валу: | |
– 1-й этап | 40 – 50 Нм |
– 2-й этап | довернуть на угол 90° |
Болты крепления масляного насоса | 14 – 17 Нм |
Болты крышки масляного насоса | 9 – 13 Нм |
Болты масляного поддона: | |
– 1-й этап | 4 – 6 Нм |
– 2-й этап | 7 – 10 Нм |
Пробка слива масла в масляном поддоне | 21 – 28 Нм |
Датчик давления масла | 12 – 15 Нм |
Маслоохладитель | 20 – 40 Нм |
Болты осей коромысел | 62 – 70 Нм |
Болты головки блока цилиндров (Torx): | |
– 1-й этап | 35 – 40 Нм |
– 2-й этап | 70 – 75 Нм |
– 3-й этап (спустя 10 – 20 мин) | довернуть на угол 90° |
Крышка системы газораспределения к блоку цилиндров | 17 – 21 Нм |
Крышка системы газораспределения к промежуточному фланцу | 13 – 17 Нм |
Промежуточный фланец к блоку цилиндров | 17 – 21 Нм |
Впускной коллектор | 17 – 21 Нм |
Выпускной коллектор | 21 – 25 Нм |
Свечи зажигания | 20 – 28 Нм |
Корпус термостата | 17 – 21 Нм |
Болты крышки головки блока цилиндров | 6 – 8 Нм |