Снятие распределительных валов проводите в следующем порядке:
- установите переднюю часть автомобиля на опоры и отверните нижний защитный щиток под автомобилем (девять винтов). Отверните защитный кожух (если он установлен) над ременным шкивом коленчатого вала (два винта);
- снимите правое переднее колесо и отверните крышку на внутренней стороне колесной ниши (два винта);
- снимите поликлиновой ремень (см. соответствующее описание);
- выверните винт в середине шкива коленчатого вала и снимите шкив (гаситель крутильных колебаний). При необходимости отожмите двумя рычагами для монтажа шин;
- отверните нижнюю защитную крышку зубчатого приводного ремня;
- снимите расширительный бачок системы охлаждения и отложите его в сторону;
- снова опустите автомобиль на колеса;
- подставьте домкрат под масляный поддон (с деревянной прокладкой между масляным поддоном и головкой автомобильного домкрата) и приподнимайте силовой агрегат до тех пор, пока передняя подвеска двигателя не разгрузится;
- промаркируйте положение подвески двигателя для последующей установки и выверните винты, показанные на рис. 70. Снимите кронштейн подвески;
- снимите всасывающую трубу, как описано при снятии головки блока цилиндров;
- отсоедините тросик дроссельной заслонки, как описано при снятии головки блока цилиндров;
- отверните крепление верхней защитной крышки зубчатого приводного ремня (по два винта слева и справа), но не снимайте крышку;
- снимите среднюю защитную крышку зубчатого приводного ремня вместе с кронштейном подвески двигателя. Теперь можно снять верхнюю крышку;
- снимите по очереди провода высокого напряжения со свечей зажигания (наконечники тяните прямолинейно вверх). Отверните крышку головки блока цилиндров (десять винтов) и снимите уплотнительную прокладку;
- выверните свечи зажигания;
- проверьте, чтобы поршень первого цилиндра находился в ВМТ (см. рис. 64);
- ослабьте натяжение зубчатого приводного ремня в соответствии с рис. 71. Для этого отверните гайку 1 и установите подходящий ключ с внутренним шестигранником в месте, показанном на рисунке. Проверните устройство для натяжения ремня в направлении стрелки. Ослабьте винт 2 на четыре оборота и выньте из зацепления ролик для натяжения ремня. Снимите зубчатый приводной ремень, не испачкайте маслом и не ломайте его, если ремень снова будет использоваться;
- ослабьте крепежные винты обоих шкивов распределительных валов, удерживая валы от проворачивания. Прижим, изображенный на рис. 45, лучше всего подходит для этой цели. В противном случае вставьте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее о головку блока цилиндров. Снимите оба шкива, промаркировав их место для последующей установки;
- снимите распределительные валы. Чтобы избежать деформирования валов, нужно ослабить крышки подшипников в последовательности, которая показана на рис. 72. Соответственно ослабьте гайки крышек подшипников в указанной последовательности на пол-оборота так, чтобы их можно было отвернуть от руки. Промаркируйте крышки и снимите их по очереди. Осторожно извлеките оба распределительных вала и удалите радиальные уплотнительные кольца;
- выньте по очереди тарельчатые толкатели и отложите их в последовательности, необходимой для монтажа, или промаркируйте. Распределительные валы промаркированы. Вал для впускных клапанов имеет на конце дополнительный кулачок для датчика положения распределительного вала. Для обеспечения герметичности уплотните передние крышки подшипника распределительных валов в соединении с головкой блока цилиндров, герметиком.
При установке поступайте следующим образом:
- смажьте герметиком места на головке блока цилиндров, показанные стрелками на рис. 61 для предшествующих двигателей;
- хорошо смажьте маслом опорные шейки распределительных валов и уложите валы на свои места. Ни один кулачок не должен стоять полностью вертикально;
- установите крышки подшипников распределительных валов в порядке номеров. Маркировка не совсем обычная, так как первая крышка промаркирована «0» и находится на стороне выпуска. Последующая нумерация осуществляется, как показано на рис. 62 Все цифры должны быть видны снаружи;
- вверните все винты крышек и затяните от руки. После этого подтяните каждую соответствующую пару винтов в порядке, обратном указанному на рис. 71а, на пол-оборота так, чтобы все крышки находились сверху на головке блока цилиндров. И снова в том же порядке подтяните винты, пару за парой, моментом 10 Н·м. И в заключение подтяните все винты еще раз в последовательности затяжки моментом 19 Н·м. Крышки подшипников должны оставаться при затяжке параллельными относительно поверхности головки блока цилиндров;
- установите новые сальники на распределительный вал, лучше воспользоваться для запрессовки отрезком трубы диаметром уплотнительного кольца. На трубу привинчивают винт М10 и большую шайбу для запрессовки сальника на вал. Хорошо смажьте уплотняющие кромки;
- насадите шкивы распределительных валов. Шкивы должны свободно вращаться на валах;
- установите калибр для регулировки фаз газораспределения, как показано на рис. 63;
- проверните коленчатый вал так, чтобы вырез на шкиву оказался в положении, указанном на рис. 64. Это положение соответствует ВМТ;
- установите и натяните зубчатый приводной ремень, как описано в соответствующем подразделе. Нужно еще раз указать на то, что тип конструкции привода зубчатого ремня изменился приблизительно с февраля 1999 г. На старом исполнении используется направляющий ролик для зубчатого приводного ремня;
- законтрите от проворачивания шкивы распределительных валов и затяните оба винта моментом 68 Н·м. При этом коленчатый вал не должен проворачиваться;
- выньте установленный специальный инструмент и проверните коленчатый вал на два оборота так, чтобы он снова встал в ВМТ. Еще раз проверьте регулировку фаз газораспределения, как описано при замене зубчатого приводного ремня. Если все в порядке, уберите инструмент, проверьте, что калибр все еще выровнен в соответствии с рис. 63, когда коленчатый вал установлен в ВМТ. В противном случае ослабьте соответствующий шкив распределительного вала и несколько сместите его. Снова затяните винт (винты) моментом 68 Н·м;
- установите крышку головки блока цилиндров с новой уплотнительной прокладкой. Равномерно затяните винты по окружности сначала моментом 2 Н·м, а затем моментом 7 Н·м;
- вверните свечи зажигания 1 (5 Н·м) и наденьте высоковольтные провода на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров;
- установите верхнюю защитную крышку зубчатого приводного ремня на свое место и установите среднюю крышку с кронштейном подвески двигателя. Затяните винты моментом 50 Н·м. После этого можно закрепить верхнюю крышку (10 Н·м);
- установите переднюю подвеску двигателя и затяните моментом 83 Н·м. После этого снова опустите двигатель и уберите домкрат;
- установите поликлиновой ремень, как описано в соответствующей главе;
- все остальные работы проводите в обратном порядке.