В процессе эксплуатации происходит ослабление резьбовых соединений. Следующие указания должны помочь вам устранить возникшие проблемы:
- при ослаблении гаек на шпильках всегда прочищайте выступающую резьбу проволочной щеткой, чтобы удалять грязь или ржавчину. Это предотвращает навинчивание гайки на загрязненную резьбу. Затем обработайте место соединения спреем для снятия ржавчины;
- если нужно вынуть винт, ввернутый в приваренную гайку (преимущественно на кузове), по возможности обработайте резьбу с обратной стороны спреем для удаления ржавчины. Головки болтов таких соединений зачастую отрываются, а иногда отрывают и приваренную гайку;
- порой очень тяжело отворачиваются винты со шлицевыми или крестовыми головками. Крестообразные отвертки часто выскальзывают из шлица наружу и при этом повреждают его. В таких случаях можно установить отвертку в шлиц при помощи полого стержня и нанести короткий удар молотком. В большинстве случаев головка болта отделяется от соединения, и винт легко выворачиваться;
- в современном автомобилестроении все больше используются винты со специальными головками, которые похожи на головки с крестовыми шлицами, но таковыми не являются. Винты с такими головками, называемыми «Torx»-головками, выворачиваются специальными вставками, которые можно приобрести в наборе. На рис. 9 показан такой винт. На вставную чашу типа «Torx» можно затем обычным способом устанавливать проскальзывающую храповую муфту, удлиненную ручку и т. д.;
- винты с внутренним шестигранником (шестигранная головка) или винты с головкой «Polygon» (множественное зацепление, в основном 12 углов) могут также создавать трудности при отворачивании. В первую очередь очистите как следует отверстие шестигранника (например, маленькой отверткой), чтобы нормально установить торцовый шестигранный ключ или многогранный ключ. Если возможно, также используйте насадку. Перед отворачиванием винтов можно нанести короткий удар молотком по насадке, чтобы ослабить сопротивление винта. Однако иногда требуется загнутый под углом шестигранник, но из-за его положения под углом отворачивание иногда затруднено. В этом случае выполните следующее: вставьте ключ в винт и наденьте на длинный конец шестигранника маленький кольцевой гаечный ключ. Теперь хорошо держите шестигранный ключ и отворачивайте винт, оказывая давлением на кольцевой гаечный ключ. Таким образом избегают внутреннего проворачивания углового ключа в крепко сидящих винтах;
- в легкодоступных местах маленькие головки винтов с внутренним шестигранником можно захватывать зажимом ( рис. 15) и таким образом отворачивать винт, особенно если внутренний шестигранник уже имеет скругленные грани.
Не травмируйте пальцы при сжимании зажима;
- иногда могут возникнуть трудности при отворачивании гаек или винтов, грани которых скруглились в процессе эксплуатации, ключом несоответствующего размера (иногда случается на подержанных автомобилях). Можно попытаться отвернуть гайку или винт упомянутым выше зажимом. В зависимости от положения гайки ее можно также срезать зубилом или распиливать вдоль резьбы. Если вы располагаете просторным рабочим помещением, можно воспользоваться раскалывателем гаек. Инструмент работает, как показано на рис. 16, т.е. винт затягивают, пока гайка не лопнет. Преимущество заключается в том, что при использовании такого инструмента резьба винта не повреждается;
- в тексте часто упоминаются самостопорящиеся гайки. Их всегда нужно заменять на новые;
- иногда случается, что головка винта обрывается. Чтобы вынуть оставшуюся часть с резьбой из отверстия, просверлите отверстие в середине винта и воспользуйтесь так называемым съемником по с левосторонней резьбой ( рис. 17). Его можно приобрести в магазинах автозапчастей. Съемник как винт вворачивают в просверленное отверстие. При затяжке инструмент врезается в остаток винта и дает возможность его вытащить. Другим решением является рассверливание резьбы винта приблизительно до диаметра (несколько меньше) и последующая нарезка резьбы метчиком;
- распорные болты вывинчиваются при помощи двух законтренных друг на друга гаек. При выворачивании устанавливайте ключ на внутренней гайке, а при вворачивании — на внешней гайке. На рис. 18 показано, как можно вывинчивать и завинчивать болты;
- иногда при затяжке винтов повреждается резьба, нарезанная в алюминиевых деталях. Ее можно восстановить резьбовыми вставками Heli-Coil.
Моменты затяжки
В данном руководстве указываны моменты затяжки винтов и гаек основных ответственных соединений. Чтобы выдержать требуемые моменты затяжки, нужно использовать торцовые вставки подходящего размера и динамометрический ключ, иногда с удлиненной ручкой.
Часто бывает невозможно добраться до винта или гайки, чтобы установить динамометрический ключ, или момент затяжки слишком мал для того, чтобы зафиксировать его значение на динамометрическом ключе. Здесь нужно просто оценить момент затяжки. Это означает на языке механиков «хорошо затянуть», причем чувство меры играет важную роль, особенно при диаметре резьбы 6 или 7 мм.