Трансмиссия
Тросовая система переключения: Модифицированная МТХ-коробка передач
mondeo выбирает передачи с помощью троса.
Из этой главы вы узнаете, как mondeo посылает свою мощность двигателя на передние колеса. Система передачи топлива, в частности, состоит из маховика со сцеплением, коробки передач и главной передачи. Чтобы эти все компоненты надлежащим образом взаимодействовали, они соединяются точно согласованной системой из фрикционных прокладок, валов, подшипников, зубчатых колес и шарниров. Сколько сил фактически дойдет до колес, в первую очередь зависит от мощности двигателя вашего акселератора. Однако и акселератор этому мало способствует, если частота вращения двигателя не согласована с текущей скоростью – каждый двигатель внутреннего сгорания послушен только в ограниченном диапазоне частот вращения. Чтобы теоретически вы смогли лучше понимать свой mondeo, в главе Двигатели мы представили различные кривые мощности. Хотите двигаться, экономя топливо, значит, нужно стремительно ускоряться и быстро переключаться на следующую высокую передачу: пытайтесь постоянно координировать скорость движения с передачей, при которой частота вращения двигателя близко приближается к максимальному крутящему моменту. Для того чтобы крутящий момент и скорость по возможности стали единомышленниками, им ассистирует в mondeo полностью синхронизированная пятиступенчатая коробка передач (МТХ-75). В комбинации с 2,0-литровым v6-двигателем duratec-he в качестве альтернативы ford предлагает электронную регулируемую четырехступенчатую автоматическую коробку передач с ускорителем и сцеплением для блокирования гидространсформатора (cd4e).
Дирижерская палочка: рычаг коробки передач в деталях
Передачи для сил тяги
Чтобы из состояния покоя без проблем разогнаться, приводным колесам необходим как можно больший крутящий момент. Если вы уже просмотрели кривые мощности, то ниже 1500 об/мин по крайней мере у карбюраторных двигателей с крутящим моментом еще не столь хорошо: с помощью передачи на тихий ход первая передача облегчает двигателю стремительный скачок к высоким оборотам и приведение mondeo в движение. При установке четвертой – и даже пятой – передачи получается, к сожалению, все наоборот: при обеих передачах вступает в силу передача в быстроту. По сравнению с частотой вращения ведущих колес двигатель вращается на этих передачах неспешно высоко. Другими словами: коробка передач изменяет частоту вращения двигателя ближе к желаемой частоте вращения ведущих колес.
Отделение двигателя от коробки передач — сцепление
При каждом процессе трогания с места или переключения передачи кратковременно силовой поток между двигателем и коробкой передач прерывается. В автомобилях с механической коробкой передач для этого предназначено сцепление. Оно обеспечивает мягкое трогание с места и плавное переключение передач благодаря тому, что оно выравнивает различные частоты вращения между коленчатым валом и приводным валом коробки передач. Несколько расточительней функционирует совместная игра планетарных шестерен и автоматической коробки передач. Каждый процесс переключения здесь происходит без прерывания сил тяги.
Передает крутящий момент двигателя – гидравлически в коробке передач – преобразователь крутящего момента
Вместо обычной фрикционной муфты гидравлический преобразователь крутящего момента координирует процесс трогания с места и смены хода. В mondeo это обеспечивается с согласованием пяти электромагнитных клапанов, которые на основе общего картера рулевого механизма и образуют менеджмент автоматической коробки передач:
- переключение давления (посредством механизма регулирования давления в трубопроводе),
- управление переключением (посредством распределительной задвижки с регулированием положения),
- модулированное приведение в действие преобразователя крутящего момента – перемыкания сцепления,
- управление процессом переключения 3 – 2 и...
- ...режим принудительного холостого хода с функцией моторного торможения.
В этом секторе преобразователь крутящего момента действует не только очень комфортно, но и без механического износа – по меньшей мере, при нормальных нагрузках.
Преобразователь крутящего момента с сцеплением для блокирования гидространсформатора
1 — Корпус преобразователя и колесо насоса, 2 — Колесо турбины, 3 — Направляющее колесо, | 4 — Сцепление для блокирования гидространсформатора, 5 — Входной вал коробки передач. |
Последняя инстанция перед ведущими колесами – главная передача
Главная передача является последней инстанцией, которую проходит генерируемый двигателем крутящий момент на пути к ведущим колесам. Ее задача заключается в том, чтобы частоты вращения, поступающие от коробки передач, перевести в медленные, крутящий момент вследствие этого увеличивается и равномерно распределяется на ведущие колеса.