В средних широтах охлаждающая жидкость защищает двигатель автомобиля от мороза до –30 °С на основе антифриза Ford, что соответствует 50% смеси. Если в расширительный бачок доливалась вода, это значит, что концентрация антифриза в охлаждающей жидкости уменьшилась. Для определения морозоустойчивости охлаждающей жидкости используется ареометр, измеряющий плотность охлаждающей жидкости ( рис. 6.5). Можно использовать следующее правило: добавление в систему охлаждения 3/4 л антифриза повышает морозоустойчивость охлаждающей жидкости на 10 °С.
Полный объем заливаемой охлаждающей жидкости и пропорции для обеспечения морозоустойчивости до –30 °С приведены в табл. 6.1.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Различные антифризы по-разному обеспечивают антикоррозийную защиту и совместимость с легкими металлами. При ошибочном выборе антифриза это приведет к последующим значительным расходам на ремонт. Если вы не можете полностью восполнить состав старого антифриза, лучше полностью замените охлаждающую жидкость.
30 000 км 2 года
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Для снятия давления в системе охлаждения откройте пробку расширительного бачка. Соблюдайте осторожность при работе на горячем двигателе — существует опасность получения ожога!
2. Установите чистую емкость под радиатор и ослабьте хомут крепления нижнего шланга радиатора или отверните пробку на нижнем бачке радиатора. Снимите с патрубка шланг охлаждающей жидкости.
3. Чтобы охлаждающая жидкость лучше стекала, снимите пробку с расширительного бачка. Слейте примерно 1–2 л охлаждающей жидкости и прикройте емкость со слитой жидкостью.
4. Установите нижний шланг радиатора (в случае необходимости используйте новый крепежный хомут). Надежно заверните сливную пробку.
5. Долейте в расширительный бачок необходимое количество антифриза. Остаток восполните слитой охлаждающей жидкостью. Установите на место пробку расширительного бачка.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Не доливайте в систему охлаждения горячего двигателя холодную воду
Если во время поездки система охлаждения вашего двигателя потеряла слишком много охлаждающей жидкости, ни в коем случае не добавляйте в расширительный бачок холодную воду. Горячий двигатель может получить термический удар от доливаемой холодной воды, а в экстремальном случае может быть разорван блок цилиндров или деформирована головка блока цилиндров. В этом случае ваш двигатель не подлежит дальнейшей эксплуатации, так как прокладка головки блока цилиндров не сможет плотно прилегать к блоку цилиндров, и охлаждающая жидкость будет вытекать из блока или смешиваться с моторным маслом, в результате чего получится эмульсия, приводящая к повреждению двигателя. Поэтому подождите некоторое время, необходимое для остывания двигателя, и только потом долейте воду. В любом случае необходимо обратиться к специалисту для определения причины потери охлаждающей жидкости.