Рис. 4.15. Расположение поликлинового ремня 6K-Poly-V на шкивах двигателя Zetec-SE в зависимости от оснащения автомобиля: 1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив гидравлического устройства натяжения ремня; 3 – шкив насоса усилителя рулевого управления; 4 – направляющий ролик; 5 – шкив генератора; 6 – шкив водяного насоса; 7 – шкив кондиционера |
Вспомогательные агрегаты (генератор, водяной насос и т.д.) автомобиля Fiesta приводятся поликлиновым ремнем, в новых двигателях OHC эту задачу выполняет ремень 6K-Poly-V. Компания Ford применяет в основном поликлиновые ремни, которые особенно гибко движутся по радиусам ременных шкивов. Гидравлическое устройство регулирует натяжение ремня.
Если у вас автомобиль с кондиционером или усилителем рулевого управления, ремень имеет другие размеры, чем в модели с базовой комплектацией. Обязательно возите в своем багажнике соответствующий поликлиновой ремень на замену.
Предварительное натяжение поликлинового ремня
Клиновые ремни отлично выполняют свою работу только в том случае, если они имеют необходимое предварительное натяжение: они должны быть натянуты плотно, но не очень туго. Нормальным является прогиб ремня от 3 до 5 мм при нажатии на центр ветви ремня между двумя шкивами. Туго натянутые ремни со временем разрушают подшипники генератора, водяного насоса (в зависимости от типа двигателя) и компрессора кондиционера. Кроме того, туго натянутые ремни растягиваются и могут в дальнейшем порваться. Напротив, провисшие клиновые ремни проскальзывают — это заметно по скрипящим звукам. Наиболее вредно это сказывается на генераторе, так как при этом он вырабатывает недостаточно зарядного тока, что приводит к большой нагрузке на аккумуляторную батарею при поездках на короткие расстояния и при пуске холодного двигателя. Также повреждается и поликлиновой ремень, его боковые стороны подгорают, происходит его преждевременный износ. В экстремальных случаях проскальзывающие поликлиновые ремни могут привести к перегреву двигателя и тяжелым повреждениям деталей и узлов (заклиниванию поршней, прогоранию прокладки головки цилиндров). Несмотря на то, что двигатель автомобиля Fiesta автоматически регулирует натяжение поликлинового ремня, иногда проверяйте его состояние.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Проверьте состояние ремня.
2. Рукой несколько раз проверните коленчатый вал. Только так вы сможете надежно проверить состояние поликлинового ремня по всей его длине. Часто поликлиновые ремни имеют одну, но очень глубокую трещину. И если эта трещина, к несчастью, при осмотре находится на ременном шкиву, вы ее не заметите, что в конце концов может привести к тяжелым последствиям, несмотря на проведенный контроль.
3. Если вы обнаружили на поликлиновом ремне следующие повреждения, сразу же замените его:
– неравномерные следы износа на боковых сторонах ремня;
– пористые, обтрепанные кромки ремня или поверхности;
– трещины.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Установка поликлинового ремня
Никогда не надевайте отверткой новый ремень на шкивы. Иначе будут «запрограммированы» последующие повреждения на нижней стороне ремня в местах, где вы вставляли отвертку. После установки бывшего в употреблении ремня двигатель должен поработать примерно 3 мин (если ремень новый – 10 мин), потом повторно проверьте предварительное натяжение. Перед выключением двигателя несколько увеличьте частоту вращения коленчатого вала. Примерно через 1000 км пробега повторно проверьте натяжение ремня (прогиб должен составлять 3–5 мм).
Установка поликлинового ремня
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Отверните крепежный болт на натяжной скобе генератора.
2. Отверните болт на поворотной опоре.
3. Отверните генератор по направлению к двигателю.
4. Замените старый поликлиновой ремень новым ремнем.
5. Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Если ремень порвался
Если во время движения загорается контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи красного цвета, это указывает на обрыв поликлинового ремня. При этом вы заметите жесткий удар по колесной нише или передней стенке в моторном отсеке. Ни в коем случае нельзя продолжать движение дальше, так как водяной насос приводится в действие ремнем и прекращается циркуляция охлаждающей жидкости, а оставшаяся жидкость в блоке цилиндров быстро закипит, вы рискуете получить тяжелейшие повреждения двигателя. Поэтому сразу же замените порванный ремень запасным или отбуксируйте автомобиль в ближайшую автомастерскую.
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Рис. 4.16. Расположение гидравлического устройства для натяжения зубчатого ремня на двигателях Fiesta ОНС/DOHC |
Зубчатый ремень и распределительный вал
Газораспределительный механизм двигателей Zetec-SE и 1,8D Endura-DE приводится в действие зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Зубчатые ремни не подлежат техническому обслуживанию, они сделаны из искусственного материала и армированы стальной проволокой, натягиваются гидравлическим устройством. Компания Ford рекомендует замену зубчатого ремня через 150 000 км пробега автомобиля. Так как при замене ремня могут быть нарушены фазы газораспределения, замена должна проводиться в сервисном центре Ford. Специалисты проверят также работоспособность натяжного устройства и в случае необходимости заменят его.