Основные проверки
Проверка системы кондиционирования
Если Вы заподозрили неисправность в системе кондиционирования, проверьте:
-внешнюю поверхность радиатора и радиатор конденсатора, чтобы убедиться, что поток воздуха не заблокирован грязью или другим инородным материалом;
-на сужение или изгиб трубки радиатора конденсатора, шланги и трубки;
-работу крыльчатки вентилятора;
-все воздухопроводы на отсутствие утечек или сужений. Слабый поток воздуха может указывать на сужение трубок радиатора испарителя;
-на отсутствие проскальзывания сцепления компрессора;
-натяжение ремня привода компрессора.
Операции «быстрой проверки» недостаточного кондиционирования воздуха
Выполните следующую проверку, чтобы быстро убедиться, заправлена ли надлежащим образом система кондиционирования воздуха хладагентом 134а:
-прогрейте двигатель и дайте ему проработать на частоте вращения холостого хода;
-откройте капот и все двери;
-включите кондиционер воздуха;
-переведите регулятор температуры воздуха в крайнее положение «холодный воздух»;
-переведите переключатель режимов вентилятора в положение 4;
-рукой определите температуру выходной трубки испарителя. Трубка должна быть холодной;
-проверьте на отсутствие других неисправностей;
-проверьте герметичность системы кондиционирования. Если Вы обнаружите утечку, разрядите систему и, при необходимости, произведите -ремонт утечки. После завершения ремонта, слейте весь оставшийся хладагент и повторно зарядите систему.
Проверка системы кондиционирования на наличие утечки
Всякий раз, когда заподозрите о наличии утечки в системе, проведите ее проверку. Проверку следует проводить каждый раз при проведении сервисных работ, из-за которых могут произойти нарушения в линиях или соединениях. В основном утечка происходит на патрубках или в соединениях. Утечка может быть вызвана:
-ненадлежащим моментом затяжки;
-поврежденным уплотнительным кольцом;
-грязью или пухом на уплотнительном кольце.
Детекторы утечки жидкости
Используйте раствор детектора утечки жидкости на патрубках. Нанесите раствор щеткой в данной области. Определите места образования пузырьков. Для тех областей, где это не удобно, такие как область испарителя и конденсатора, удобнее использовать электронный детектор утечки.
Электронный детектор утечки
Следуйте инструкциям производителя по калибровке, работе и обслуживанию электронного детектора утечки. Состояние аккумуляторной батареи особенно важно для точности портативной модели электронного детектора утечки. Установите детектор на хладагент R—134a до начала проверки.
Предупреждение Электронные детекторы утечки очень чувствительны к жидкости стеклоомывателя, растворителям, очистителям и клейким веществам на автомобиле. |
Поверхности должны быть чистыми для предотвращения ошибочных показаний. Убедитесь, что все поверхности сухие для предотвращения повреждения детектора.
Проверку проводите следующим образом:
-проверьте всю систему кондиционирования;
-полностью осмотрите каждое соединение со скоростью в 25—50 мм в секунду;
-держите датчик на расстоянии 6 мм от поверхности;
-не блокируйте канал входа воздуха.
Слышимый звук меняется от 1 до 2 щелчков в секунду до постоянного сигнала, если имеется утечка. Отрегулируйте контроль баланса для обеспечения 1—2 щелчка в секунду.
Проверьте все следующие области даже после подтверждения одной утечки:
-впускные и выпускные трубки испарителя;
-впускные и выпускные трубки бачка хладагента;
-впускные и выпускные трубки конденсатора;
-запаянные и сваренные области;
-поврежденные области;
-соединения шлангов;
-заднюю сторону компрессора;
-все патрубки и соединения.
Проверка обслуживаемых каналов/входные клапаны
Уплотнительная крышка — первичный уплотнитель для обслуживаемых каналов. Крышка содержит герметичное специальное уплотнительное кольцо. Убедитесь, что крышку не забыли установить при сборке и что она не ослаблена. Всегда используйте соответствующую крышку.
Проверка радиатора испарителя
Наличие утечки в радиаторе испарителя очень сложно обнаружить. Проверьте радиатор испарителя следующим образом:
-включите вентилятор и установите переключатель режимов в положение 4 как минимум на 15 минут;
-выключите вентилятор;
-подождите 10 минут;
-снимите резистор двигателя вентилятора;
-введите щуп детектора утечки настолько, насколько это возможно до радиатора испарителя. Детектор покажет утечку с постоянным сигналом;
-используйте карманный фонарь для поиска масла хладагента на поверхности радиатора.
Проверка манжеты оси компрессора
Продуйте сжатым воздухом переднюю и заднюю части сцепления/шкива компрессора как минимум 15 с.
Подождите 1—2 минуты.
Зондируйте переднюю часть шкива. Если детектор издает постоянный сигнал, имеется утечка.
Диагностика недостаточного кондиционирования и давления в системе
Диагностика недостаточного кондиционирования приведена в табл. 8.12.
Таблица 8.12 Диагностика недостаточного кондиционирования
Шаг | Выполняемые работы | Да | Нет |
1 | Включите зажигание (не пуская двигатель). Подсоедините измерители высокого (1500 кПа) и низкого (200 кПа) давлений. Находятся ли оба давления в пределах установленной величины? | См. шаг 3 | - |
2 | 1. Добавьте хладагент R-134а. 2. Проверьте систему кондиционирования воздуха на утечку. 3. При необходимости устраните утечку хладагента. 4. Восстановите, освободите и перезарядите систему кондиционирования воздуха. Находятся ли оба давления в пределах установленной величины? | См. шаг 3 | - |
3 | 1. Пустите двигатель и дайте проработать ему на частоте холостого хода. 2. Установите ручки управления кондиционированием воздуха в следующие позиции: включатель кондиционера воздуха в положение ON (ВКЛ); включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»; переключатель режимов работы вентилятора в режим 4; регулятор температуры воздуха в режим «холодный воздух». Сцепляется ли сцепление компрессора кондиционера? | См. шаг 4 | См. шаг 6 |
4 | 1. Проверьте на наличие стучащего шума из компрессора кондиционера. 2. Периодически включайте и выключайте компрессор для проверки источника шума. Слышите ли Вы громкий стучащий шум? | См. шаг 5 | См. шаг 9 |
5 | 1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха. 2. Замените компрессор кондиционера воздуха. 3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха. 4. Проверьте систему кондиционирования воздуха на наличие утечки. Ремонт завершен? | См. шаг 9 | - |
6 | 1. Выключите зажигание. 2. Отсоедините разъем катушки сцепления компрессора. 3. Соедините проводом отрицательную клемму аккумуляторной батареи с клеммой катушки сцепления компрессора. 4. Соедините проводом с предохранителем положительную клемму аккумуляторной батареи с клеммой катушки сцепления компрессора. Сцепляется ли сцепление компрессора кондиционера? | См. шаг 7 | См. шаг 8 |
7 | Отремонтируйте электрическую цепь катушки сцепления компрессора. Сцепляется ли муфта компрессора кондиционера? | См. шаг 14 | См. шаг 8 |
8 | Замените катушку муфты компрессора. Сцепляется ли муфта компрессора кондиционера? | См. шаг 4 | См. шаг 5 |
9 | Внимание: Выполните эту проверку в гаражных условиях: 21-32° С и без воздействия солнечных лучей. Проверку проводите тщательно для получения точных результатов. 1. Закройте все окна и двери автомобиля. 2. Установите ручки управления в следующие положения: включатель кондиционера воздуха в положение ОN (ВКЛ); | См. шаг 11 | См. шаг 10 |
включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»; переключатель режимов работы вентилятора в режиме 4; регулятор температуры воздуха в режиме «холодный воздух». 3. Пустите двигатель и дайте проработать на частоте холостого хода 5 минут. 4. Поднесите руку к входным и выходным трубкам испарителя. Есть ли разница температур воздуха во входных и выходных трубках испарителя? | |||
10 | 1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха. 2. При необходимости замените расширительный клапан. 3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха. 4. Проверьте систему ни наличие утечки. 5. Обратите внимание на температуру воздуха разрядки при включенном кондиционере. Нормальная ли температура разрядки? | См. шаг 11 | См. шаг 12 |
11 | Поднесите руку к трубке между конденсатором и расширительным клапаном. Трубка холодная? | См. шаг 13 | - |
12 | 1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха. 2. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха. 3. Проверьте систему кондиционирования воздуха на наличие утечки. Ремонт завершен? | Система в порядке | - |
13 | 1. Пустите двигатель и увеличьте частоту вращения до 3000 мин -1. 2. Закройте все окна и двери автомобиля. | Система в порядке | См. шаг 16 |
3. Установите ручки управления в следующие положения: включатель кондиционера воздуха в положение ON (ВКЛ); включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»; переключатель режимов работы вентилятора в режим 4; регулятор температуры воздуха в режим «холодный воздух». 4. Каждые 20 с включайте и выключайте кондиционер воздуха в течение 3 мин. Находятся ли величины давления в линиях высокого (1500 кПа) и низкого (200 кПа) давлений в пределах установленной величины? | |||
14 | 1. Выключите зажигание. 2. Выключите кондиционер воздуха. 3. Попытайтесь провернуть привод сцепления (не шкив). Можете ли Вы проворачивать легко сцепление руками? | См. шаг 12 | См. шаг 15 |
15 | 1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха. 2. Замените компрессор кондиционера воздуха. 3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха. Ремонт завершен? | Система в порядке | - |
16 | Добавьте хладагент R-134а. Хорошо ли охлаждается салон автомобиля? | Система в порядке | См. шаг 15 |
Диагностика проверки давления приведена в табл. 8.13.
Таблица 8.13 Диагностика проверки давления
Условие | Симптомы | Возможная причина | Метод устранения |
Давление при разрядке на линии высокого давления слишком высокое | После остановки компрессора давление быстро падает, затем падает понемногу | Имеется воздух в системе | Восстановите, разрядите и перезарядите систему с установленным количеством хладагента |
Конденсатор чрезмерно горячий | В системе избыточное количество хладагента | Восстановите, разрядите и перезарядите систему с установленным количеством хладагента | |
Ограничение или отсутствие потока воздуха через конденсатор | Ребра конденсатора или радиатора засорены (забиты) | Прочистите ребра конденсатора и радиатора | |
Вентилятор конденсатора или радиатора работают ненадлежащим образом | Проверьте напряжение и частоту вращения вентилятора Проверьте направление вращения вентилятора | ||
Линия, ведущая к конденсатору, чрезмерно горячая | Ограничение потока хладагента в системе | Найдите и отремонтируйте место сужения | |
Конденсатор не горячий | Недостаточное количество хладагента в системе | Проверьте систему на наличие утечки | |
Высокое и низкое давления уравновешиваются вскоре после остановки компрессора Давление в линии низкого давления выше нормального | Неисправный компрессор | Отремонтируйте или замените компрессор | |
Выходная трубка расширительного клапана не покрывается льдом, измеритель низкого давления показывает вакуум (разрежение) | Неисправный расширительный клапан Наличие влаги в системе | Замените расширительный клапан Восстановите, разрядите и перезарядите систему | |
Давление всасывания (в линии низкого давления) слишком низкое | Конденсатор горячий | Недостаточное количество хладагента в системе | Устраните утечку Восстановите, разрядите и перезарядите систему |
Расширительный клапан не покрывается льдом и линия низкого давления не холодная. Измеритель низкого давления показывает вакуум (разрежение) | Замерзание расширительного бачка Неисправный расширительный клапан | Замените расширительный клапан | |
Температура разрядки низкая и поток воздуха из вентиляционных отверстий ограничен | Замерзание испарителя | Прочистите ограниченный проход в кожухе испарителя | |
Расширительный клапан не покрывается льдом | Загрязнение расширительного клапана | Прочистите или замените расширительный клапан | |
Выходная трубка бачка хладагента холодная, а входная теплая | Замерзание бачка хладагента | Замените бачок хладагента | |
Давление всасывания слишком высокое | Температура шланга низкого давления и контрольного соединения ниже, чем температура вокруг испарителя | Расширительный клапан открывается на слишком большой промежуток времени | Замените расширительный клапан |
Давление всасывания понижается при охлаждении конденсатора водой | В системе избыточное количество хладагента | Восстановите, разрядите и перезарядите систему | |
Давление всасывания и давление при разрядке слишком высокое | Поток воздуха, проходящий через конденсатор, ограничен | Ребра конденсатора или радиатора засорены | Прочистите ребра конденсатора и радиатора |
Вентиляторы охлаждения радиатора работают ненадлежащим образом | Проверьте напряжение и частоту вращения вентилятора радиатора | ||
Давление всасывания и давление при разрядке слишком низкое | Температура в области шланга низкого давления и металлического наконечника ниже температуры испарителя | Шланг низкого давления загрязнен или погнут | Отремонтируйте или замените шланг низкого давления |
Температура вокруг расширительного клапана низкая по сравнению с температурой вокруг бачка хладагента | Линия высокого давления загрязнена | Отремонтируйте или замените линию высокого давления | |
Утечка хладагента | Загрязнение сцепления компрессора | Утечка из сальника оси компрессора | Отремонтируйте или замените компрессор |
Прокладка компрессора влажная от масла | Утечка через прокладку компрессора | Отремонтируйте или замените компрессор | |
Недостаточная затяжка креплений в системе | Повторно затяните соединения (соединения, болты и т. д.) | ||
Неисправность уплотнительного кольца | Замените уплотнительное кольцо |