Проверка натяжения ремня привода насоса
1. Установите прибор для измерения натяжения на ремень.
2. Если прибор не показывает нужного натяжения, отрегулируйте натяжение ремня.
Регулировка натяжения ремня
1. Установите прибор для измерения натяжения на ремень.
2. Ослабьте болты и перемещайте генератор, пока прибор не будет показывать требуемое натяжение.
3. Закрепите генератор.
Шкив насоса усилителя рулевого управления
Снятие
1. Снимите ремень со шкива.
2. Выверните 3 болта и снимите шкив.
Установка
1. Если снимался, установите насос на двигатель.
2. Установите шкив и закрепите его 3 болтами.
3. Установите ремень на шкив и отрегулируйте его натяжение.
4. Если насос снимался с двигателя, удалите воздух из гидравлического привода усилителя рулевого управления. Проверьте гидравлический привод на наличие утечек.
Насос усилителя рулевого управления
Снятие
1. Снимите поликлиновой ремень.
2. Отсоедините от насоса напорный и возвратный трубопроводы.
3. Снимите насос с кронштейна – доступ к болтам осуществляется через отверстия в шкиве ремня.
4. Разожмите 9 зажимов и снимите верхний кожух зубчатого ремня.
5. Снимите насос усилителя рулевого управления. При необходимости снимите шкив с насоса.
Установка
| Рис. 13.24. Расположение болтов крепления насоса усилителя рулевого управления |
1. Установите насос на держатель. Затяните болты крепления насоса моментом 25 Н•м ( ).
2. Установите верхний кожух зубчатого ремня и закрепите его 9 зажимами.
3. Подсоедините к насосу напорный и возвратный трубопроводы.
4. Установите шкив и закрепите его 3 болтами, затянув их моментом 27 Н•м.
5. Установите поликлиновой ремень.
6. Залейте в насос новую жидкость.
7. Удалите воздух из гидравлического привода усилителя рулевого управления. Проверьте гидравлический привод на наличие утечек. При наличии утечек устраните их и удалите воздух из гидравлического привода усилителя рулевого управления.
Ремонт насоса усилителя рулевого управления
| Рис. 13.25. Насос усилителя рулевого управления: 1 – стопорное кольцо упорной пластины; 2 – упорная пластина в сборе; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – насосное кольцо; 5 – ротор; 6 – лопасть (десять); 7 – установочный штифт насосного кольца (два); 8 – нажимной диск; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – подпружиненный нажимной диск; 11 – уплотнительное кольцо; 12 – втулка в сборе; 13 – установочный штифт; 14 – корпус насоса; 15 – возвратная труба; 16 – уплотнение приводного вала; 17 – приводной вал; 18 – шариковый подшипник; 19 – стопорное кольцо; 20 – пружина; 21 – контрольный клапан в сборе; 22 – уплотнительное кольцо; 23 – резьбовая пробка |
На рисунке приведены элементы насоса усилителя рулевого управления.
Снятие и установка контрольного клапана в сборе
| Рис. 13.26. Последовательность снятия контрольного клапана в сборе: 1 – резьбовая пробка; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – контрольный клапан в сборе; 4 – пружина |
1. Снимите детали в последовательности, показанной на рисунке .
Установите детали в обратной последовательности, показанной на рисунке .
Затяните резьбовую пробку контрольного клапана моментом до 75 Н•м.
Снятие и установка приводного вала и/или шарикового подшипника
Снятие
| Рис. 13.27. Снятие приводного вала и/или шарикового подшипника: 1 – стопорное кольцо; 2 – приводной вал |
1. С помощью соответствующих плоскогубцев для стопорных колец снимите стопорное кольцо 1 ( ).
2. Снимите приводной вал 2 и подшипник из корпуса насоса.
| Рис. 13.28. Использование щупа (1) для измерения зазора между выступом приводного вала и внутренним кольцом подшипника |
3. Если имеется зазор между выступом приводного вала и внутренним кольцом подшипника, перед снятием подшипника измерьте его ( ).
| Рис. 13.29. Выпрессовка вала насоса из подшипника: 1 – пресс; 2 – вал насоса; 3 – подшипник; 4 – оправка, соответствующая диаметру внутреннего кольца подшипника |
4. Опирая подшипник на внутреннее кольцо, выпрессуйте вал из подшипника ( ).
Установка
1. Установите подшипник на приводной вал. Обратите внимание на положение большого выступа, чтобы правильно расположить разрез стопорного кольца.
2. Плавно вставьте узел приводного вала в корпус насоса, поворачивая приводной вал так, чтобы шлицы вала вошли в шлицы ротора.
3. Установите подшипник до упора в корпус.
| Рис. 13.30. Положение разреза (1) при установке стопорного кольца |
4. Установите стопорное кольцо изогнутой стороной наружу ( ).
Снятие и установка уплотнения приводного вала насоса
Снятие
| Рис. 13.31. Использование отвертки для извлечения уплотнения приводного вала насоса |
1. Лезвием отвертки, как рычагом, извлеките уплотнение приводного вала из корпуса насоса ( ).
Установка
| Рис. 13.32. Использование приспособления J22670 для установки уплотнения (1) приводного вала |
1. С помощью втулки соответствующего диаметра или приспособления J22670 установите до упора уплотнение приводного вала ( ).
Снятие и установка вращающихся деталей
Снятие
| Рис. 13.33. Вращающиеся элементы насоса усилителя рулевого управления: 1 – упорная пластина в сборе; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – насосное кольцо; 4 – лопасть (десять); 5 – установочный штифт насосного кольца; 6 – пружина нажимного диска; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – уплотнительное кольцо; 9 – установочный штифт; 10 – нажимной диск; 11 – ротор |
Вращающиеся элементы насоса усилителя рулевого управления показаны на рисунке .
| Рис. 13.34. Использование пробойника (1) для снятия стопорного кольца (2) |
1. Снимите стопорное кольцо ( ).
| Рис. 13.35. Снятие упорной пластины: 1 – стальной пруток или пробойник; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – упорная пластина |
2. С помощью стального прутка или пробойника подходящего диаметра нажмите на ступицу нажимного диска со стороны приводного вала и снимите упорную пластину ( ).
3. Снимите уплотнительное кольцо 2 и остальные вращающиеся детали из корпуса насоса. Для снятия нажимного диска, возможно, потребуется использование пресса.
4. Снимите уплотнительное кольцо с втулки в сборе, выбросите его.
Установка
| Рис. 13.36. Установка в корпус установочного штифта (1), уплотнительного кольца (3) во втулку и пружины нажимного диска (2) |
1. Смажьте новое уплотнительное кольцо и вставьте его во втулку в сборе ( ).
2. Вставьте установочный штифт в корпус.
3. Вставьте в корпус пружину поверх втулки в сборе.
4. Смажьте уплотнительное кольцо и вставьте его на нажимной диск.
| Рис. 13.37. Установка в корпус уплотнительного кольца (2) и нажимного диска (2) |
5. Расположите верх нажимного диска непосредственно над отверстием установочного штифта в диске ( ). Это поможет совместить отверстие с установочным штифтом.
6. Установите нажимной диск в корпус. Убедитесь, что установочный штифт и отверстие в нажимном диске правильно совмещены.
7. Установите два установочных штифта для насосного кольца отверстия в нажимном диске и плавно установите насосное кольцо на эти два штифта. Убедитесь, что метки на насосном кольце направлены вверх.
| Рис. 13.38. Установка ротора (1) в корпус, при этом расточенное отверстие (2) должно располагаться со стороны приводного вала |
8. Установите ротор расточенным отверстием в сторону конца приводного вала и вставьте десять лопастей ( ).
9. Смажьте уплотнительное кольцо и вставьте его в корпус.
| Рис. 13.39. Установка уплотнения и упорной пластины: 1 – метки на насосном кольце (направлены вверх); 2 – отверстие в упорной пластине; 3 – уплотнительное кольцо |
10. Установите опорную пластину, убедившись, что углубления в опорной пластине совмещены с отверстиями для болтов в корпусе и опорная пластина соединяет установочные штифты насосного кольца ( ).
11. С помощью пресса вдавите опорную пластину так, чтобы можно было установить стопорное кольцо.
| Рис. 13.40. Установка стопорного кольца: 1 – входное отверстие; 2 – стопорное кольцо; 3 – инструмент для нажатия; 4 – разрез стопорного кольца; 5 – отверстие для болта |
12. Установите стопорное кольцо таким образом, чтобы его разрез был отцентрирован с отверстием для болта в корпусе, находящемся ближе всех к входному отверстию ( ).
Снятие и установка втулки в сборе
Снятие
| Рис. 13.41. Использование зубила (1) для снятия втулки в сборе (2) |
1. С помощью зубила снимите втулку в сборе со стороны приводного вала корпуса ( ).
Установка
| Рис. 13.42. Использование подходящего инструмента (1) втулки соответствующего диаметра (2) для вдавливания втулки (3) в корпус |
1. С помощью подходящего инструмента и втулки соответствующего диаметра вдавите втулку в сборе в корпус со стороны нажимного диска ( ).
2. Убедитесь, что втулка в сборе полностью установилась в корпусе.
Снятие и установка возвратной трубки
Снятие
1. Подходящей пробкой закройте возвратную трубу, чтобы при входе в насос в нее не попали стружки.
| Рис. 13.43. Использование вентиля длиной 140 мм и диаметром 12 мм (1), шайбы диаметром 12 мм (3) и гайки (2) для снятия возвратной трубки |
2. С помощью вентиля длиной 140 мм и диаметром 12 мм, шайбы диаметром 12 мм и гайки снимите поврежденную возвратную трубу ( ).
Установка
| Рис. 13.44. Использование подходящего инструмента (1) для установки возвратной трубки (2) |
1. Смажьте конец новой возвратной трубки «Растворителем-75559» и «Локтитомадгезивом-290» и с помощью подходящего инструмента установите возвратную трубку в корпус ( ).
Утечки рулевой передачи и насоса усилителя рулевого управления
Проверка
К утечкам рулевой передачи и насоса усилителя рулевого управления могут привести следующие причины:
– бачок переполнен жидкостью;
– аэрация и выливание жидкости;
– ненадежное соединение шлангов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
• Точно определите место утечки.
• Приводной вал и регулировочные уплотнения находятся близко друг к другу, и может быть неясно, где именно утечка в системе.
• Точка, из которой вытекает жидкость, необязательно является точкой, где в системе имеется утечка.
• Определите срок проведения технического обслуживания.
После разборки очистите область утечки.
Установите новые уплотнения.
Проверьте уплотняющие поверхности элементов на наличие повреждений.
Затяните болты требуемыми моментами.
Возможны также следующие причины, приводящие к неисправностям в усилителе рулевого правления:
– вытекание жидкости на пол гаража;
– наличие заметных утечек жидкости в рулевой передаче или насосе усилителя рулевого управления;
– рокочущий шум, особенно при парковке или при работе холодного двигателя;
– потеря мощности усилителя рулевого управления при парковке;
– при повороте рулевого колеса необходимо прикладывать значительные усилия.
При ликвидации таких неисправностей проверьте на наличие внешних утечек гидравлическую систему усилителя рулевого управления.
Проверка на наличие внешних утечек
Целью этой операции является точное определение места утечки. Наиболее трудно изолировать утечки типа просачивания. Чтобы определить место протечек типа просачивания, воспользуйтесь следующим методом.
При выключенном двигателе насухо вытрите всю гидравлическую систему усилителя рулевого управления.
1. Проверьте уровень жидкости в бачке насоса. При необходимости долейте жидкость.
2. Пустите двигатель и попросите помощника несколько раз повернуть рулевое колесо от упора до упора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не держите рулевое колесо, повернутое до упора, в течение какого бы то ни было промежутка времени. Это может повредить вал насоса усилителя рулевого управления.
| Рис. 13.45. Диагностика утечек рулевой передачи: А – если имеется утечка между валом и короткой осью, замените клапан в сборе, пылезащитное уплотнительное кольцо и уплотнительное кольцо; В – затяните соединительную гайку моментом 27 Н•м. Если утечка жидкости не устранена, замените уплотнительное кольцо. Если утечка вызвана повреждением резьбы, восстановите гайку или замените шланг. Если повреждена резьба кожуха, замените его; С – затяните соединительную гайку моментом 18 Н•м. Если утечка жидкости не устранена, замените оба уплотнительных кольца. Если утечка вызвана повреждением резьбы, восстановите гайку или замените трубопровод. Если повреждена резьба кожуха, замените его; D – если утечка наблюдается со стороны места водителя, замените уплотнения вала ведущей шестерни; Е – если утечка наблюдается на торце цилиндра и жидкость вытекает струей при выполнении левого поворота, замените уплотнение направляющей поршневой тяги и уплотнительное кольцо; F – если утечка наблюдается на торце со стороны переднего пассажира, необходимо снять перемычку и заменить уплотнительное кольцо. Если утечка все еще наблюдается, затяните соединительную гайку моментом 18 Н•м |
| Рис. 13.46. Диагностика утечек насоса усилителя рулевого управления серии N: А – замените уплотнительное кольцо; В – затяните соединительную гайку моментом 18 Н•м. Если утечка все еще наблюдается, замените уплотнительное кольцо; С – затяните пробку моментом 75 Н•м. Если утечка все еще наблюдается, замените уплотнительное кольцо; D – если утечка наблюдается в точке 1, смажьте соединение трубы и кожуха раствором «Локтит» и смазкой «Локтит-290». Если утечка наблюдается в точке 2, замените трубу, а если в точке 3 – замените шланг или зажим; Е – замените уплотнение приводного вала. Убедитесь, что приводной вал чистый и не поврежден точечной коррозией |
3. Найдите точное место утечки и устраните его. Места возможных утечек и методы их устранения приведены на рисунках , .
Рекомендации по замене уплотнений
Манжетные уплотнения, уплотняющие вращающиеся валы требуют особого технического обслуживания. Уплотнения этого типа используются в рулевой передаче и на приводном валу насоса.
При замене уплотнения выполните следующие действия:
– тщательно проверьте и очистите уплотняемые поверхности;
– замените вал только в случае обнаружения сильного износа;
– если износ контактной поверхности манжетного уплотнения незначителен, зачистите поверхность мелкозернистой наждачной бумагой;
– замените вал только в случае невозможности исключения утечки при первой зачистке мелкозернистой наждачной бумагой.
Проверка гидравлической системы усилителя рулевого управления
| Рис. 13.47. Манометр для проверки гидравлической системы усилителя рулевого управления |
Проверка гидравлической системы усилителя рулевого управления может проводиться самостоятельно с применением манометра, как описано ниже ( ).
Они также могут проводиться с помощью анализатора мощности рулевой передачи, который измеряет как скорость потока, так и давление.
1. Установите напорный шланг на насосе. С помощью небольшого контейнера соберите жидкость, которая может вытечь.
2. Подсоедините свободный напорный шланг к насосу.
3. Подсоедините манометр между линией, ведущей к рулевой передаче, и линией, ведущей к насосу усилителя рулевого управления.
4. Откройте клапан на манометре.
5. Пустите двигатель. Позвольте системе достичь рабочей температуры, затем проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте жидкость.
6. Полностью закройте клапан 3 раза и запишите давление при каждом закрытии клапана.
Давление, создаваемое насосом, 552– 862 кПа. Если давление превышает 1380 кПа, проверьте шланги на наличие пережатия. Проверьте правильность сборки тарельчатого клапана на рулевой передаче.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не оставляйте клапан закрытым более чем на 5 с, так как возможно повреждение насоса.
Давление создаваемое насосом (при закрытом клапане) не менее 6895 кПа. Давление создаваемое насосом (при закрытом клапане – насосы со стандартными технологическими свойствами): не менее 8619 кПа.
Если значения давления достаточно высоки и разница между ними не превышает 345 кПа, насос функционирует нормально. Если значения давления достаточно высоки, но разница между ними превышает 345 кПа, выполните следующие действия:
– на контрольном клапане снимите заусенцы с помощью мелкозернистой наждачной бумаги;
– промойте систему;
– разберите и очистите насос и рулевую передачу.
Если значения давления ниже 6895 кПа или ниже 8619 кПа для насосов со стандартными технологическими свойствами, замените контрольный клапан и проведите повторную проверку. Если значения давления по-прежнему низкие, замените ротор и лопасти.
7. Если значения давления, создаваемого насосом, соответствуют требуемым, оставьте клапан открытым и поверните рулевое колесо от упора до упора и запишите максимальные значения давления. Если давление на обоих крайних положениях не равно максимальному значению давления, создаваемого насосом (при закрытом клапане), записанному в предыдущем шаге, имеется внутренняя утечка рулевой передачи.
8. Выключите двигатель.
9. Снимите испытательный манометр.
10. Повторно подсоедините напорный шланг.
11. Проверьте уровень жидкости.
Регулировка и проверка
1. Отрежьте зажим, крепящий возвратный шланг, ведущий от рулевой передачи к возвратной линии от насоса, и выбросьте зажим.
2. Отсоедините возвратный шланг от возвратной линии.
3. Плавно выведите конец рукава без концевой арматуры и возвратную трубу в сборе поверх конца возвратной линии из насоса и закрепите зажимом.
| Рис. 13.48. Типовая проверка на наличие утечек рулевой передачи, снятой с автомобиля: 1 – напорная трубка; 2 – муфта с соединительной гайкой; 3 – возвратная трубка; 4 – возвратный шланг; 5 – зажим; 6 – напорный шланг; 7 – возвратная линия; 8 – рулевая передача в сборе; 9 – снятые рулевые тяги и уплотнения; 10 – верстак |
4. Подсоедините резьбовой конец возвратного шланга и трубы в сборе к возвратной части рулевой передачи в сборе и затяните соединительную гайку моментом 27 Н•м ( ).
5. Отсоедините напорную трубу от рулевой передачи.
6. Подсоедините напорный шланг требуемой длины и затяните соединительную гайку моментом 27 Н•м.
7. Подсоедините другой конец напорного шланга к рулевой передаче в сборе и затяните соединительную гайку моментом 27 Н•м.
8. Пустите двигатель, оставьте его работать на холостом ходу около 10 с, затем выключите его.
9. Проверьте уровень рабочей жидкости усилителя рулевого управления и при необходимости доведите до нормы.
10. Пустите двигатель, поверните вал рулевой передачи на полный оборот в каждом направлении и придержите у каждого упора около 5 с.
11. Проверьте на возможное наличие точек, где имеются утечки, и при необходимости, отремонтируйте их.
| Рис. 13.49. Дополнительные элементы, которые требуются для проверки на наличие утечек рулевой передачи, снятой с автомобиля: 1 – напорная линия; 2 – зажим для шланга; 3 – возвратный шланг длиной 100 см без соединительной арматуры; 4 – модифицированная возвратная труба или стальная насосно-компрессорная труба диаметром 3/8 дюйма и длиной 2–5/8 дюйма |
12. По этой схеме могут также проводиться проверки давления или уровня потока.
Повторная установка
1. Отсоедините испытательные напорный шланг и возвратную линию от напорной трубы и возвратной линии на автомобиле.
2. Подсоедините первоначальные напорный шланг и возвратную линию к напорной трубе и возвратной линии на автомобиле.
3. Снимите испытательные напорный шланг и возвратную линию с рулевой передачи.
4. Установите рулевую передачу в сборе в автомобиль и подсоедините напорную и возвратную линии.
5. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу около 10 с.
6. Остановите двигатель и проверьте уровень рабочей жидкости усилителя рулевого управления и при необходимости доведите до нормы.