ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Двигатель не пускается | |
Нет топлива в карбюраторе: | |
– засорены топливопроводы, фильтры топливного бака, топливного насоса, карбюратора или фильтр тонкой очистки топлива | – продуть топливопроводы, промыть фильтры и топливный бак, заменить фильтр тонкой очистки топлива |
– неисправен топливный насос | – проверить работу насоса и заменить поврежденные детали |
Не открывается воздушная заслонка карбюратора при первых вспышках в цилиндрах. | Устранить негерметичность пускового устройства, заменить поврежденную диафрагму пускового устройства. |
Не открывается пневмоклапан экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора: | |
– негерметичны пневмомагистрали | – устранить негерметичность |
– обрыв в проводах, идущих к блоку управления и электромагнитному клапану | – проверить провода и их соединения, устранить повреждения |
– неисправен электромагнитный клапан ЭПХХ | – заменить клапан |
– неисправен пневмоклапан ЭПХХ карбюратора | – заменить клапан |
– неисправен блок управления ЭПХХ | – заменить блок управления |
– не отрегулировано положение микропереключателя (датчика положения дроссельной заслонки) карбюратора | – отрегулировать положение микропереключателя |
В двигатель поступает переобогащенная смесь вследствие длительного вращения вала двигателя с полностью закрытой воздушной заслонкой. | Проверить работу пускового устройства, при необходимости отрегулировать его, продуть двигатель, пуская при полном нажатии на педаль управления дроссельными заслонками и полностью открытой воздушной заслонке. |
В двигатель поступает обедненная смесь вследствие подсоса воздуха. | Обнаружить место подсоса воздуха и устранить его. |
Вытекание бензина из топливного насоса и топливоподводящей магистрали в бак после продолжительной стоянки автомобиля и испарения топлива в поплавковой камере карбюратора (двигатели мод. 331, 3317 и 3313). | Подкачать бензин в поплавковую камеру карбюратора рычагом ручной подкачки топливного насоса. |
При вытянутой до отказа рукоятке воздушная заслонка карбюратора не полностью закрыта. | Очистить входную горловину карбюратора от отложений, мешающих полному закрытию воздушной заслонки, и отрегулировать ее привод. |
Недостаточная для пуска двигателя частота вращения коленчатого вала: | |
– использование масла с вязкостью, превышающей рекомендованную | – сменить масло в картере двигателя |
– разряжена аккумуляторная батарея. | – зарядить аккумуляторную батарею. |
Неисправна система зажигания | |
Ток не проходит через контакты прерывателя: | |
– загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя; образовался бугорок и кратер на контактах (эрозия); чрезмерно большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины | – зачистить контакты и отрегулировать зазор между ними; при ослаблении прижимной пружины увеличить ее упругость, подгибая опорную стойку или заменить контактную группу |
– ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой | – проверить провода и соединения, заменить поврежденные провода |
Неисправен выключатель зажигания: | |
– не замыкаются контакты "15/1" и "30/1 " | – проверить и при необходимости заменить выключатель или его контактную часть |
Пробит конденсатор распределителя зажигания (короткое замыкание). | Заменить конденсатор. |
Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания. | Заменить катушку зажигания. |
Не размыкаются контакты прерывателя: | |
– нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя | – отрегулировать зазор между контактами |
– сильно изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя | – заменить контактную группу |
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: | |
– неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция | – проверить и восстановить соединения, очистить или заменить провода |
– износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания | – проверить, при необходимости заменить крышку |
– утечка тока через трещины или прогары в крышке распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки | – проверить, очистить крышку от влаги и нагара, заменить крышку, если но ней имеются трещины |
– утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания | – проверить, при необходимости заменить ротор |
– сгорел резистор в роторе распределителя зажигания (дв. мод. 2106) | – заменить резистор |
– обрыв или замыкание на массу вторичной обмотки катушки зажигания | – заменить катушку зажигания |
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания. | Проверить, присоединить провода в порядке работы цилиндров 1–3–4–2. |
Зазор между электродами свечей не соответствуют норме или замаслились свечи зажигания. | Очистить свечи и отрегулировать зазор между их электродами. |
Повреждены свечи зажигания (трещины на изоляторе). | Заменить свечи новыми. |
Неправильная установка момента зажигания. | Проверить и отрегулировать установку момента зажигания. |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу | |
Нарушена регулировка холостого хода двигателя. | Отрегулировать холостой ход. |
Неисправна система управления ЭПХХ карбюратора. | См. неисправность «Двигатель не пускается». |
Вода в карбюраторе. | Удалить воду из карбюратора, слить отстой из топливного бака. |
Подсос воздуха во впускную трубу через соединения трубопроводов усилителя тормозов, управления ЭПХХ карбюратора или эконометра. | Уплотнить соединения, заменить поврежденные детали. |
Подсос воздуха через повреждения магистрали вакуумного регулятора распределителя зажигания. | Заменить поврежденные трубки. |
Подсос воздуха через прокладки в соединениях между карбюратором и впускной трубой и между впускной трубой и головкой цилиндров. | Подтянуть гайки крепления карбюратора или заменить прокладки. |
Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку (дв. мод .2106). | Заменить дренажную трубку. |
Отсутствуют или занижены зазоры в приводе клапанов. | Установить правильные зазоры. |
Недостаточная герметичность впускных и выпускных клапанов. | Снять головку цилиндров и притереть клапаны. |
Неправильная установка опережения зажигания. | Проверить и установить опережение зажигания. |
Образование нагара на свечах или слишком большой искровой промежуток. | Очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор. |
Недостаточный прогрев двигателя. | Прогреть двигатель. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80...85° С. |
Неисправен карбюратор: | |
– засорение топливного или воздушного жиклера системы холостого хода (в первичной камере) | – снять крышку поплавковой камеры, очистить и продуть воздушный жиклер системы холостого хода. Вывернуть топливный жиклер системы холостого хода, тщательно промыть и продуть |
– засорение каналов системы холостого хода в первичной камере | – снять карбюратор, вывернуть топливный жиклер и винт системы холостого хода, отсоединить смесительную камеру и продуть каналы сжатым воздухом |
– ослабление крепления топливного жиклера системы холостого хода | – завернуть топливный жиклер |
Разрыв резинового уплотнительного кольца на винте регулировки качества смеси. | Заменить уплотнительное кольцо. |
Изношены кулачки распределительного вала. | Заменить распределительный вал. |
Изношена цепь привода распределительного вала. | Заменить цепь. |
Неисправна система зажигания: | |
– слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя | – проверить и отрегулировать установку момента зажигания |
– большой зазор между электродами свечи зажигания | – проверить и отрегулировать зазор между электродами свечи |
– малый зазор между контактами прерывателя | – проверить и отрегулировать зазор между контактами |
– сгорел резистор в роторе распределителя зажигания (дв. мод. 2106) | – заменить резистор |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью | |
Неисправен карбюратор: | |
– неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора | – отрегулировать привод дроссельных заслонок |
– неисправен насос-ускоритель | – проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали |
– засорены главные жиклеры | – продуть жиклеры сжатым воздухом |
– не полностью открыта воздушная заслонка | – отрегулировать привод воздушной заслонки |
– уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме | – отрегулировать установку поплавка |
Загрязнен воздушный фильтр. | Заменить фильтрующий элемент. |
Неисправен топливный насос. | Проверить работу насоса и заменить поврежденные детали. |
Засорено вентиляционное отверстие в пробке топливного бака. | Продуть отверстие сжатым воздухом. |
Нарушены зазоры в клапанном механизме. | Отрегулировать зазоры. |
Недостаточная компрессия — ниже 10 кгс/ кв. см: | |
– повреждена прокладка головки цилиндров | – заменить прокладку |
– обгорание или деформация клапанов | – заменить поврежденные клапаны, отшлифовать седла и притереть клапаны |
– прогорание поршней | – заменить поршни |
– поломка или пригорание поршневых колец | – очистить кольца и канавки поршней от нагара, заменить поврежденные кольца |
– чрезмерный износ цилиндров | – заменить поршневые кольца, при необходимости расточить и отхонинговать цилиндры (дв. мод. 2106) |
– износ поршневых колец | – заменить поршневые кольца, при необходимости заменить поршни и гильзы цилиндров (дв. мод. 331, 3317 и 3313) |
– перегрев двигателя | – проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, работоспособность термостата, датчика включения электровентилятора и электродвигателя вентилятора |
Образование большого слоя нагара на стенках камер сгорания, головках клапанов, днищах поршней вследствие использования топливно-смазочных материалов низкого качества или в результате проникновения в камеру сгорания большого количества масла. | Снять головку цилиндров, удалить нагар с деталей. Одновременно притереть фаски головок клапанов к седлам. Установить причину проникновения большого количества масла в камеру сгорания и устранить ее. |
Ослабление упругости клапанных пружин или их поломка. | Снять с двигателя и осмотреть клапанные пружины; проверить их упругость и заменить слабые или сломанные пружины. |
Нарушение нормального состава горючей смеси. | Промыть жиклеры и топливные каналы карбюратора, проверить и установить правильный уровень топлива в поплавковой камере. При необходимости заменить неисправный карбюратор. |
Низкое октановое число топлива. | Применять топливо с требуемым октановым числом. |
Изношены кулачки распределительного вала. | Заменить распределительный вал. |
Неисправна система зажигания: | |
– неправильно установлен начальный момент зажигания | – установить начальный момент зажигания в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации |
– нарушение правильной работы распределителя и свечей зажигания | – проверить и отрегулировать зазоры между контактами прерывателя и между электродами свечей. Загрязенные свечи очистить, а поврежденные заменить. Проверить на специальных стендах исправность работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, исправность свечей и бесперебойность искрообразования |
– заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабли пружины грузиков | – проверить и заменить поврежденные детали |
– большой износ втулки подвижного контакта прерывателя | – проверить и заменить контактную группу |
– большой разброс углов опережения зажигания вследствие износа зубьев шестерни привода распределителя зажигания (двигатель мод. 331, 3317) | – заменить изношенную шестерню привода распределителя зажигания |
Перебои в работе двигателя при любой частоте вращения коленчатого вала. При движении автомобиля частые выстрелы в карбюраторе | |
Карбюратор готовит переобедненную смесь | Отрегулировать карбюратор или заменить новым |
Недостаточное количество топлива в поплавковой камере | Прочистить топливопроводы, проверить и отрегулировать уровень топлива, проверить работу топливного насоса |
Холодный двигатель. | Прогреть двигатель. |
Подсос воздуха во впускную систему помимо карбюратора: | |
– подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем рабочей тормозной системы | – заменить поврежденный шланг |
– подсос воздуха через неисправный вакуумный усилитель рабочей тормозной системы | – заменить неисправный вакуумный усилитель |
Неисправна, система зажигания: | |
– повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники | – проверить провода и соединения. Поврежденные провода заменить |
– загрязнены, окислены, пригорели или смещены контакты прерывателя | – зачистить контакты и отрегулировать зазор между ними |
– снижение емкости конденсатора распределителя или обрыв в нем | – проверить конденсатор и при необходимости заменить |
– износ или повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания, ослабление пружины уголька | – заменить крышку распределителя зажигания |
– сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя зажигания | – зачистить центральный контакт |
– трещины, загрязнения или прогары в роторе или крышке распределителя зажигания | – проверить, заменить ротор или крышку |
– чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания, повышенный износ втулки валика | – заменить распределитель зажигания |
– износ электродов или замасливание свечи зажигания | – проверить свечи, очистить от нагара, отрегулировать зазор между электродами, поврежденную свечу заменить |
– трещины на изоляторе свечи | – заменить пружины, проверить роботу центробежного регулятора на стенде |
– ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания ослаблена пружина подвижного контакта прерывателя | – увеличить усилие пружины подгибанием опорной стойки или заменить контактную группу |
– большой зазор между контактами прерывателя | – проверить и отрегулировать зазор между контактами |
Выстрелы в карбюраторе только после длительной езды и при работе двигателя с полной мощностью | |
Использование свечей с недостаточным калильным числом (горячих свечей). | Заменить свечи другими с соответствующей двигателю тепловой характеристикой (с калильным числом 17 для двигателя мод. 2106, 3313 и 20 для двигателей мод. 331, 3317). |
Двигатель хорошо работает при большой частоте вращения коленчатого вала, при средней частоте карбюратор стреляет, а при малой двигатель перестает работать | |
Засорение топливного жиклера системы холостого хода карбюратора. | Вывернуть жиклер из карбюратора, продуть сжатым воздухом или промыть в бензине. |
Двигатель при переходе от малой частоты вращения коленчатого вала к большой и при плавном открытии дроссельных заслонок работает с перебоями | |
Засорение жиклеров или каналов главных дозирующих систем в первичной и вторичной камерах. | Снять крышку поплавковой камеры, вывернуть топливные и воздушные жиклеры, вынуть эмульсионные трубки, тщательно промыть и продуть каналы главной системы. |
При резком открытии дроссельных заслонок двигатель работает с перебоями | |
Не работает ускорительный насос: | |
– засорение распылителя, седла впускного или нагнетательного клапанов | – снять крышку поплавковой камеры, отвернуть корпус распылителя ускорительного насоса, промыть и продуть отверстия. Вывернуть винт с нагнетательным клапаном, очистить от грязи, продуть топливный канал |
– ослабление крепления винта распылителя ускорительного насоса | – подтянуть винт (для карбюраторов типа “Озон”) |
В холодное время года перебои в работе двигателя при открытии дроссельной заслонки в первичной камере карбюратора и отсутствие перебоев при открытии дроссельных заслонок в обеих камерах. После непродолжительной стоянки автомобиля перебои в работе двигателя прекращаются | |
Образование ледяной пробки в малом диффузоре первичной камеры карбюратора. | Перевести заслонку устройства сезонной регулировки воздушного фильтра в положение подвода подогретого у выпускного трубопровода воздуха в карбюратор. В холодное время года дополнительно утеплить подкапотное пространство двигателя. |
Прогретый двигатель плохо пускается, а если пускается, то не развивает необходимую частоту вращения коленчатого вала | |
Поплавковая камера карбюратора переполнена топливом. | Проверить герметичность игольчатого клапана, очистить его и промыть, при необходимости заменить. Проверить герметичность поплавка, если требуется — заменить (для карбюраторов типа “Озон”). Проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Двигатель самопроизвольно останавливается в жаркое время года при движении автомобиля и вновь не пускается | |
Образование паровой пробки в топливном насосе и прекращение подачи топлива в карбюратор. | Охладить топливный насос. Устранить причины повышенного нагрева топливного насоса. |
Повышенный расход топлива | |
Карбюратор готовит слишком обогащенную горючую смесь вследствие того, что частично прикрыта воздушная заслонка. | Отрегулировать привод управления воздушной заслонкой карбюратора. |
Позднее зажигание. | становить нормальный угол опережения зажигания. |
Повышение уровня топлива в поплавковой камере: | |
– наличие посторонних частиц на поверхности игольчатого клапана, препятствующих его герметичному закрытию | – промыть и продуть клапан и его седло |
– нарушение герметичности игольчатого клапана ввиду износа клапана и его седла | – притереть клапан к седлу. При значительном износе заменить новым |
– нарушение герметичности поплавка (карбюраторы типа “Озон”). Заедание или трение поплавка, препятствующее нормальному перемещению | – заменить или запаять поплавок, предварительно удалив из него топливо, устранить заедание |
– ослабление крепления корпуса (седла) топливного клапана | – подтянуть корпус топливного клапана |
– повреждение уплотняющей прокладки корпуса топливного клапана | – заменить уплотняющую прокладку |
– повышение давления топливного насоса | – проверить давление нагнетания, оно должно составлять 0.3 – 0.35 кгс.м |
Засмоление воздушных жиклеров. | Очистить воздушные жиклеры от засмолений и продуть. |
Нарушение герметичности соединений топливопроводов между баком и карбюратором. | Подтянуть соединения. Устранить течь топлива. |
Повышенное сопротивление движению автомобиля. | Проверить и отрегулировать давление в шинах, тормозную систему и углы установки передних колес. |
Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания. | Заменить вакуумный регулятор или распределитель зажигания. |
Понижение компрессии в цилиндрах (ниже 10 кгс/кв.см) вследствие износа или пригорания поршневых колец, неплотного прилегания прокладки головки цилиндров или неплотной посадки клапанов. | Частично разобрать двигатель, проверить состояние поршневых колец и при необходимости заменить; притереть клапаны к седлам, отрегулировать зазоры в приводе клапанов, подтянуть болты крепления головки цилиндров или заменить поврежденную прокладку. |
Высокий расход (угар) масла при использовании масла требуемой вязкости (более 100–:120 г на 100 км пробега автомобиля) | |
Засорена система вентиляции картера и масло выбрасывается из двигателя. | Прочистить систему вентиляции картера. |
Закоксовывание или заполнение масляными отложениями прорезей в поршневых маслосъемных кольцах. | Разобрать частично двигатель, снять маслосьемные поршневые кольца, промыть их или заменить новыми. |
Износ или поломка поршневых колец. | Заменить поршневые кольца. |
Износ юбок поршней и поршневых канавок. | Заменить поршни. |
Износ зеркала цилиндров. | аменить гильзы цилиндров (двигатель мод. 331, 3317 и 3313) или расточить и отхонинговать цилиндры (двигатель мод. 2106), сменить поршни и поршневые кольца. |
Отклонение от параллельности осей большой и малой головок шатуна (поршни работают с перекосом). | Сменить или выправить шатуны. |
Утечка масла через негерметичные прокладки масляного картера, крышки головки цилиндров, крышки цепного привода механизма газораспределения, переднюю и заднюю манжеты коленчатого вала. | Подтянуть болты, винты и гайки крепления масляного картера и крышек, заменить негерметичные прокладки и манжеты коленчатого вала. |
Износ стержней клапанов и направляющих втулок для них; потеря упругости резиновых уплотнительных колпачков или колец, установленных на направляющих втулках и тарелках пружин. | Снять головку цилиндров двигателя, разобрать клапанный механизм и заменить изношенные или поврежденные детали. |
Дымление двигателя после пуска, которое затем прекращается | |
Резиновые колпачки или кольца, установленные на направляющих втулках или в тарелках пружин выпускных клапанов, не обеспечивают необходимого уплотнения стержня клапана. | Сменить резиновые колпачки или кольца. |
Искровой промежуток свечи систематически забрасывается маслом | |
Неисправность свечи. | Заменить свечу. |
Резиновые колпачки или кольца, расположенные на направляющих втулках или в тарелках пружин клапанов, не обеспечивают необходимого уплотнения. | Сменить резиновые колпачки или кольца. |
Большой расход (угар) масла. | Устранить причину, как указано выше. |
Двигатель прегревается | |
Ослабление натяжения ремня привода жидкостного насоса и генератора или его обрыв. | Отрегулировать натяжение ремня. Вытянувшийся или оборванный ремень заменить. |
Термостат неисправен и постоянно закрыт. | Заменить неисправный термостат. |
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения. | Долить охлаждающую жидкость. |
Отсутствует давление в системе охлаждения ввиду негерметичности пробки расширительного бачка. | Устранить негерметичность пробки. |
Карбюратор готовит обедненную горючую смесь. | Устранить причину обеднения горючей смеси. |
Большое количество накипи в системе охлаждения двигателя. | Промыть систему охлаждения двигателя. |
Загрязнена наружная поверхность радиатора. | Очистить наружную поверхность радиатора. |
Не включается вентилятор обдува радиатора. | Устранить неисправность электрической цепи. Заменить неисправный температурный датчик. |
Слишком позднее зажигание. | Установить нормальное опережение зажигания. |
Неисправен водяной насос. | Проверить работу насоса, при необходимости его заменить. |
Применен низкооктановый бензин. | Заменить бензин но рекомендованный по октановому числу. |
Двигатель продолжительное время не прогревается до нормальной температуры | |
Неисправен термостат системы охлаждения (постоянно открыт клапан или неплотно закрывается). | 3аменить термостат. |
Недостаточное давление масла на прогретом двигателе* (горит контрольная лампа аварийного давления масла) | |
Неисправность или засорение редукционного клапана давления масла, ослабление пружины. | Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, при необходимости заменить клапан или пружину. |
Шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты. | Отремонтировать масляный насос. |
Чрезмерный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и соответствующими шейками коленчатого вала. | Прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши. |
Неисправность электрического датчика указателя аварийного давления масла. | Проверить и при необходимости заменить датчик. |
Работа на масле несоответствующей марки. | Заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации. |
Загрязнение сетчатого фильтра маслоприемника. | Разобрать фильтр и промыть в бензине. |
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе | |
Неисправность редукционного клапана давления масла. | Заменить клапан или пружину клапана. |
Применение масла повышенной вязкости. | Заменить масло. |
Повышенная вибрация двигателя | |
Неисправность системы зажигания. | Устранить неисправность согласно вышеуказанным рекомендациям. |
Неисправность карбюратора. | Очистить жиклеры и внутренние каналы, отрегулировать систему холостого хода. |
Дисбаланс коленчатого вала. | Снять и отбалансировоть коленчатый вал. |
Установлены поршни разной массы. | Разобрать шатунно-поршневую группу, устранить раз-ность массы поршней. |
Неравномерность зазоров в клапанном механизме. | Отрегулировать зазоры до необходимой величины. |
Подушки подвески двигателя изношены или слишком большой жесткости. | Заменить подушки. |
Детонационные стуки в двигателе | |
Применение низкооктанового бензина. | Применять бензин соответствующей марки. |
Слишком раннее зажигание. | Установить зажигание в соответствии с руководством по эксплуатации. |
Образование большого слоя нагара на поверхности камер сгорания, днищах поршней и головках клапанов. | Снять головку цилиндров, вынуть клапаны, удалить нагар и притереть клапаны к их седлам. |
Неравномерность износа зубьев шестерни привода распределителя зажигания (двигатель мод. 331, 3317). | Заменить изношенную шестерню привода распределителя зажигания. |
Двигатель, работающий на режиме холостого хода, самопроизвольно останавливается при нажатии на педаль сцепления | |
Износ полуколец, ограничивающих осевые перемещения коленчатого вала. | Заменить изношенные полукольца. Временно, до ремонта, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. |
При проворачивании коленчатого вала двигателя не ощущается сопротивления – нет компрессии в цилиндрах | |
Отсутствие зазоров в приводе клапанов. | Установить правильные зазоры. |
Зависание стержней клапанов в направляющих втулках. | Устранить зависание клапанов. |
Обгорание фаски выпускных клапанов. | Сменить поврежденные клапаны. |
Негерметичность клапанов. | Притереть клапаны к седлам. |
Закоксовывание поршневых колец, снижение их упругости или поломка. | Двигатель частично разобрать, поршневые кольца сменить. |
Износ зеркала цилиндров. | Разобрать двигатель, заменить гильзы цилиндров (двигатель мод. 331, 3317 и 3313) или расточить и отхонинговать цилиндры (двигатель мод. 2106), сменить поршни и поршневые кольца. |
На поверхности охлаждающей жидкости под пробкой расширительного бачка обнаружены следы масла | |
Заправка системы охлаждения производилась из сосуда, в котором ранее находилось масло. | Слить охлаждающую жидкость, промыть систему водой дважды и залить свежую жидкость. |
Наличие пор в вертикальных каналах, подводящих масло к подшипникам распределительного вала. | Обнаружить место просачивания масла в систему охлаждения и герметизировать его. |
Повреждена прокладка головки цилиндров. | Заменить поврежденную прокладку. |
Проникновение охлаждающей жидкости в масляный картер двигателей мод. 331, 3317 и 3313 | |
Повреждена прокладка головки цилиндров. При снятии головки цилиндров была стронута с места гильза цилиндра и под уплотнение нижнего бурта проникли продукты коррозии или частицы отложений. Скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. | Заменить поврежденную прокладку. |
При снятии головки цилиндров была стронута с места гильза цилиндра и под уплотнение нижнего бурта проникли продукты коррозии или частицы отложений. | Вновь демонтировать головку цилиндров, очистить нижнюю часть гильз цилиндров, посадочные пояски в блоке цилиндров, покрыть их тонким слоем нитроэмали и собрать двигатель. |
Не сливается охлаждающая жидкость из сливного отверстия рубашки блока цилиндров | |
Скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. | Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом сливное отверстие. |
Убывание охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя | |
Ослабление соединения шлангов с патрубками, повреждение шлангов. | Тщательно проверить и подтянуть все соединения системы охлаждения. Заменить шланги. |
Поврежден радиатор, наличие мелких отверстий или трещин в радиаторе. | В расширительный бачок всыпать автогерметик 20... 30 г, чтобы при последующей работе двигателя герметизировался радиатор. При необходимости радиатор заменить. |
Подтекание жидкости через сальник жидкостного насоса. | Заменить сальник. |
Повреждена прокладка головки цилиндров. | Заменить поврежденную прокладку. |
Подтекание жидкости из крана отопителя. | Заменить кран. |
Уменьшение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, сопровождаемое выбросом капель воды из глушителя и бурлением жидкости в расширительном бачке | |
Ослабление затяжки гаек и болтов крепления головки цилиндров. | Подтянуть гайки и болты крепления головки цилиндров. |
Повреждена прокладка головки цилиндров. | Заменить поврежденную прокладку. |
Коробление привалочной плоскости головки цилиндров. | Отремонтировать головку цилиндров. |
Наличие раковин или трещин в головке цилиндров, во впускной трубе или в цилиндрах. | Обнаружить и устранить дефект. |
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала | |
Уменьшение натяжения цепи вследствие ее нормального износа. | Натянуть цепь. |
Поломка башмака натяжителя цепи (двигатель мод. 2106). | Заменить башмак натяжителя. |
Чрезмерный износ цепи. | Заменить цепь. |
Заедание штока натяжителя цепи (двигатель мод. 2106). | Устранить заедание. |
Стук коленчатого вала | |
Обычно стук коленчатого вала бывает глухого металлического тона, частота которого увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала двигателя. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала двигателя вызывает шум более резкого тона с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя. | |
Слишком раннее зажигание. | Отрегулировать установку начального момента зажигания. |
Недостаточное давление масла. | См. неисправность «Недостаточное давление масла на прогретом двигателе». |
Ослаблены болты крепления маховика. | Затянуть болты. |
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников. | Прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши. |
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом. | Заменить упорные полукольца новыми с увеличенной толщиной. |
Работа на масле несоответствующей марки. | Заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации. |
Стук шатунных подшипников | |
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания. | |
Недостаточное давление масла. | См. неисправность «Недостаточное давление масла на прогретом двигателе». |
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами. | Прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши. |
Непараллельность осей верхней и нижней головок шатуна. | Разобрать шатунно-поршневую группу и восстановить параллельность. |
Работа на масле несоответствующей марки. | Заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации. |
Стук поршней | |
Этот стук обычно незвонкий, приглушенный, вызывается биением поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой. | |
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. | Заменить поршни, расточить и отхонинговать цилиндры (двигатель мод. 2106), заменить гильзы цилиндров (двигатели мод. 331, 3317 и 3313). |
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками в поршне. | Заменить кольца или поршни с кольцами. |
Стук поршневых пальцев | |
Ввиду конструктивных особенностей на двигателях мод. 331, 3317 и 3313 может возникать стук поршневых пальцев. Этот стук характеризуется двойным металлическим резким звуком, который хорошо слышен при работе двигателя на холостом ходу. | |
Чрезмерный зазор между пальцем и отверстием в бобышках поршня. | Поставить поршневые пальцы увеличенного диаметра, расточив соответственно втулку, верхней головки шатуна. |
Чрезмерный зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна. | Запрессовать в верхнюю головку шатуна новую втулку и расточить до нужного диаметра. |
Увеличенный зазор в клапанном механизме. | Отрегулировать зазоры. |
Поломка клапанной пружины. | Заменить пружину. |
Стук впускных и выпускных клапанов | |
Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами. Частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала. | |
Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана. | Заменить изношенные детали. |
Износ кулачков распределительного вала. | Заменить распределительный вал. |
*Должно быть: – не менее 0,5 кгс.м при 850–900 об/мин колен. вала (холостой ход); – не менее 2 кгс.м при 1400 об/мин колен вала; – 3,4–4,5 кгс.м при 5600 об/мин колен вала. Неисправности двигателя, связанные с неполадками в системе зажигания, описаны применительно к двигателям мод. 2106, 331 и 3317. Аналогичные неисправности двигателя мод. 3313, имеющего микропроцессорную систему зажигания, описаны в подразделе 11.5.3.1.