Монтаж и демонтаж головки блока цилиндров
Болты головки блока цилиндров должны затягиваться с последовательности, обозначенной цифрами. Слева показан шестицилиндровый двигатель (стрелка показывает направление движения) и справа – 4-цилиндровый двигатель.
Вам нужны: динамометрический ключ, длинный ключ с внутренним зубчатым венцом Т55 (для четырехцилиндрового двигателя) или ключ TORX Е14 (для шестицилиндрового двигателя) и новая прокладка.
Демонтаж
Четырехцилиндровый двигатель
|
- Приведите фронтальную часть автомобиля в сервисное положение (глава Детали кузова).
- Демонтируйте вязкостный вентилятор.
- Снимите клиновой и клиново-ребристый ремни, отвинтите устройство для натяжения ремней.
- Слейте охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного отверстия радиатора.
- Снимите разъем на датчике потока свежего воздуха, электромагнитный клапан угольного фильтра и оконечный каскад мощности системы зажигания (только 1,8 л двигатель).
- Отвинтите корпус воздушного фильтра в сборе, демонтируйте воздушный шланг к патрубку дроссельной заслонки.
- Демонтируйте облицовку двигателя и отвинтите крышку головки блока цилиндров
- Отвинтите патрубок охлаждающей жидкости с датчиком температуры за головкой блока цилиндров.
- Отвинтите расширительный бачок с охлаждающей жидкостью.
- Отсоедините разъемы на всех клапанах впрыска и на датчике Холла.
- В двигателе с рабочим объемом 1,6 л снимите все разъемы свечей зажигания и провод высокого напряжения.
- Отвинтите кронштейны впускного коллектора.
- Отвинтите впускной коллектор от головки блока цилиндров и отложите в сторону.
- Отсоедините разъем провода к лямбда-зонду, обнажите провод.
- Отвинтите выхлопную трубу впереди от колена и отожмите назад.
- Демонтируйте крышку зубчатого ремня и поставьте поршень цилиндра № 1 в положение ВМТ момента зажигания, см. в главе выше.
- Ослабьте крепежный болт натяжного ролика.
- Отметьте направление движения зубчатого ремня для последующей сборки и снимите его.
- Ослабьте болты головки блока цилиндров в обратной последовательности по схеме затяжки справа вниз.
| |
Демонтаж
Шестицилиндровый двигатель
|
- Отвинтите облицовку двигателя и крышку клиново-ребристого ремня.
- Демонтируйте клиново-ребристый и зубчатый ремни (см. раздел Генератор).
- Отвинтите выхлопную трубу от колена.
- Слейте охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного отверстия двигателя и радиатора.
- Отвинтите воздушный шланг между датчиком потока свежего воздуха и впускным коллектором.
- Отсоедините разъем у датчика Холла.
- Отсоедините вентиляцию картера на головке блока цилиндров слева и справа.
- Снимите вакуумный шланг на патрубке дроссельной заслонки слева.
- Выньте из зажимов крышку шумопоглотителя всасывания и вывинтите оба болта под крышкой.
- Отожмите шумопоглотитель назад и поднимите вверх.
- Снимите вакуумный трубопровод у шумопоглотителя слева, снимите шумопоглотитель.
- Отвинтите крышку слева трубопровода клапанов впрыска.
- Выньте из зажимов фиксатор дроссельной заслонки, вывесьте дроссельную заслонку и отложите ее.
- Отсоедините разъем датчика температуры всасываемого воздуха и клапана стабилизации холостого хода.
- Отсоедините подающий и возвратный топливные трубопроводы.
- Отвинтите соединение с массой за патрубком дроссельной заслонки.
- Отсоедините вакуумный шланг к блоку управления перед патрубком дроссельной заслонки.
- Отсоедините разъем у дроссельной заслонки.
- Отвинтите вакуумный шланг к электромагнитному клапану угольного фильтра. Демонтируйте электромагнитный клапан.
- Отсоедините все разъемы свечей зажигания.
- Отсоедините все электрические разъемы клапанов впрыска.
- Отсоедините разъемы сенсора детонации и обогрева лямбда-зонда.
- Отсоедините разъемы лямбда-зонда и отложите провода.
- Отсоедините разъемы датчика давления масла и датчика температуры масла.
- Снимите разъемы клапанов впрыска слева и справа.
- Отвинтите кронштейн гидравлического шланга у впускного коллектора. Не отсоединяйте гидравлический шланг.
- Отвинтите впускной коллектор и выньте его.
- Закройте отверстия чистой тряпкой.
- Отвинтите трубку подачи охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров сзади.
- Демонтируйте лямбда-зонд.
- Отвинтите теплозащитный экран выпускного коллектора.
- Отвинтите головку блока цилиндров.
- Демонтируйте заднюю крышку зубчатого ремня.
- Отвинтите шланг расширительного бачка с гидравлической жидкостью к насосу у головки блока цилиндров.
- Ослабьте болты головки блока цилиндров в обратной последовательности тому, как показано внизу. Для этого нужно охладить двигатель, так как горячая головка блока цилиндров может деформироваться после демонтажа.
- Поднимите головку блока цилиндров. Если она отделяется не сразу, помогут легкие постукивания синтетическим молотком.
| |
Проверка демонтированной головки блока цилиндров
Для всех двигателей
|
- Снимите старую прокладку. Уплотнительные поверхности головки блока цилиндров и блока двигателя должны быть абсолютно чистыми и свободными от остатков прокладки. Не царапайте острым инструментом мягкую уплотнительную поверхность головки блока цилиндров. Зазубрины могут в будущем вызвать повреждение прокладки головки блока цилиндров.
- Проверьте головку блока цилиндров на деформацию (особенно важно при повреждении прокладки в результате перегрева).
- Положите вдоль длинную металлическую линейку или гарантированно ровный металлический уголок на очищенную уплотнительную поверхность головки блока цилиндров.
- Проверьте шаблоном, есть ли в каком-нибудь месте просвет более чем 0,1 мм. В этом случае головка блока цилиндров должна быть перед монтажом отшлифована.
- Головка блока цилиндров может дорабатываться только в определенных пределах. Ее минимальная высота, измеренная от верхней до нижней уплотнительной поверхности, должна быть в четырехцилиндровом двигателе 139,25 мм и в шестицилиндровом – 132,75 мм.
| |
Монтаж
Для всех двигателей
|
- Если меняется головка блока цилиндров, то нужно слегка смазать маслом направляющие гидротолкателей. Это также распространяется на головки блока цилиндров с уже установленным распредвалом.
- Если нужно, установите запорную крышку на заменяемой головке шестицилиндрового двигателя.
- Резьба болтов головки блока цилиндров и отверстий на блоке двигателя должна быть чистой и без повреждений, в ином случае при затяжке болтов может быть искажен момент затяжки.
- В резьбовых отверстиях на блоке двигателя не должны быть вода или масло, иначе литой материал может разорваться в области резьбовых отверстий.
- Немного поверните коленвал в направлении, противоположном вращению, для того, чтобы ни один поршень не находился в положении ВМТ, иначе при установке головки блока цилиндров открытый клапан может столкнуться с поршнем. За этим нужно проследить также при последующем монтаже зубчатого ремня.
- Прокладку головки блока цилиндров наложите на блок двигателя таким образом, чтобы номер детали или обозначение «вверх» были обращены к головке блока цилиндров.
- Установите головку блока цилиндров. Обращайте при этом внимание на центровочные штифты и пригнанные втулки.
- Вначале завинтите все болты головки блока цилиндров вручную и затем затяните их в последовательности, показанной ниже:
Двигатель | Четырехцилиндровый | Шестицилиндровый | 1-я ступень затяжки | 40 Нм | (нет) | 2-я ступень затяжки | 60 Нм | 60 Нм | 3- я ступень затяжки | Ровно затяните болты жестким ключом на полоборота дальше (та же последовательность). Это можно сделать также на три четверти оборота | - Таким путем все болты окончательно завинчиваются.
| Важно: соблюдать последовательность затяжки при монтаже впускного коллектора шестицилиндрового двигателя. | - Смонтируйте зубчатый ремень.
- Кроме того, в четырехцилиндровом двигателе с рабочим объемом 1,6 л проверьте установку зажигания (глава Система зажигания).
| |