Так уж устроен автомобиль, если отнестись халатно к мелким неисправностям, вскоре получишь довольно крупные неприятности, устранение которых может быть связано с немалыми расходами денежных средств. Вспомните, часто ли вы обращаете внимание на показания такого важного прибора, как указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя? Некоторые водители узнают о перегреве только после появления струи пара из под капота двигателя.
Но что делать, если стрелка указателя температуры двигателя вошла в красный сектор или из-под капота уже пошёл пар и налицо перегрев двигателя. Главное сохранять спокойствие и действовать осторожно. Не пытайтесь охладить двигатель, поливая его холодной водой из ближайшего источника, резкий перепад температур может привести к непоправимым последствиям – металл блока цилиндров не выдержит и даст трещину. В таком случае большие расходы на ремонт двигателя неизбежны. Двигатель должен остывать не прекращая работы, помочь ему можно поливая холодной водой бачок радиатора и включив на полную мощность отопитель салона. Как только температура охлаждающей жидкости придёт в норму, можно приступить к поиску неисправности в системе охлаждения, вызвавшей перегрев.
Возможно, появилась трещина в одном из шлангов системы. Осмотр проводите осторожно, чтобы не подвергать себя риску получить ожог. Если течи не обнаружено, проверьте уровень жидкости в расширительном бачке, при необходимости долейте, но только после того, как жидкость остынет. Если с жидкостью в системе охлаждения всё нормально, причиной перегрева двигателя может быть неисправность в цепях электрического вентилятора. Возможно, неисправность кроется в нарушении работы цепей управления вентилятором. Здесь проверяется исправность датчика температуры, реле включения вентилятора и предохранительной вставки в цепи подачи электрической энергии к вентилятору. Проверку ведем, начиная с самого простого элемента – устанавливаем, не перегорел ли предохранитель. Найти его в блоке предохранителей легко, расположение элементов показано на крышке электрического блока. Заменили предохранитель, а вентилятор не работает? Проверяем исправность датчика температуры. Этот датчик обычно располагается на радиаторе, к нему идут два провода. Снимаем эти провода и накоротко замыкаем между собой. Вентилятор заработал? Значит, заменяем неисправный датчик, если вентилятор не работает, продолжим поиск неисправности. Проверяем реле включения вентилятора. Контрольной лампочкой проверяем наличие напряжения на управляющем и питающем контактах, пробуем перемкнуть управляющие контакты. Если напряжение присутствует и слышен щелчок контактов реле, идём дальше. Проверяем, подходит ли напряжение к моторчку вентилятора. Если да, то причиной неисправности является электрический двигатель вентилятора. Такую неисправность придётся устранять в автосервисе, куда и следует двигаться с включенным отопителем и не допуская перегрева. Лучше ехать потихоньку, останавливаясь для охлаждения двигателя, чем загубить этот дорогостоящий агрегат.
Ну а если вентилятор в порядке? Виновником перегрева двигателя может стать заклинивший термостат, не дающий охлаждающей жидкости идти через радиатор. Проверить это предположение легко. Осторожно ощупаваем радиатор, если при горячем двигателе он холодный, значит, придётся менять термостат. И здесь понадобится помощь квалифицированных специалистов автосервиса.