На сегодняшний день большой популярностью пользуется доводка «девяток» и «восьмерок», которая заключается в установке на эти модели деталей и узлов от «десятки». Одной из причин такой популярности являются небольшие материальные затраты, отсутствие необходимости в чрезмерных усилиях и специфических знаниях. Безусловно, лидером среди подобных доводок можно назвать «десяточный» стабилизатор поперечной устойчивости, побивший все рекорды по соотношению затрат и получаемого эффекта.
«Десяточный» стабилизатор толще «восьмерочного» всего лишь на два миллиметра – 18 мм вместо 16 мм. Их совсем непросто отличить друг от друга, даже если эти стабилизаторы будут лежать рядом. Но все же два миллиметра способны творить настоящие чудеса: автомобиль на дороге становится намного устойчивее. Уменьшаются крены на поворотах, при объезде машиной препятствий уменьшается «рыскание» - в общем, поведение автомобиля совершенно другое. Спортсмены идут еще далее – устанавливают штангу с еще большим диаметром, причем предпочитают титановые детали.
Подобные стабилизаторы продаются практически каждым автомагазином, также их можно купить на авторынке. Продаются они вместе со стойками стабилизатора – «яйцами». Для установки стабилизатора поперечной устойчивости необходимо открутить всего шесть гаек. Правда, только теоретически. В действительности очень часто возникают различные подводные течения.
- При покупке «десяточного» стабилизатора нужно брать не только штангу, а комплект вместе со стойками стабилизатора. Больший диаметр штанги увеличивает жесткость, а, стало быть, и нагрузки, что может стать причиной разрушения «восьмерочных» стоек стабилизатора.
- Еще одна проблема может возникнуть при откручивании гаек, крепящих кронштейн штанги. Эти самоконтрящиеся гайки на 13 очень часто могут выкручиваться вместе с приваренными к кузову шпильками. Поэтому процесс требует большой осторожности и аккуратности.
Для того, чтобы штангу стабилизатора протащить между выхлопной системой и деталями подвески, понадобится определенная сноровка и ловкость рук. Особенно это понадобится, если не снимать хомут «штанов» - приемной трубы глушителя.
Порядок установки стабилизатора
- Автомобиль ставится в гараж на яму,
- крепление стоек стабилизатора к растяжке,
- а также гайки шпилек обрабатывается жидкостью WD-40.
- Если нет «вэдэшки», можно обработать детали керосином или солярой, иначе можно свернуть шпильки.
- Также может возникнуть с тем, что гайки являются самоконтрящимися, с нейлоновыми вставками. Естественно, это препятствует самопроизвольному откручиванию гаек, однако и проникновению жидкости внутрь, и, соответственно, откручиванию, это обстоятельство также препятствует.
- Итак, «непростые» гайки пока откисают, а в это время можно с новой штанги снять стойки стабилизатора, а также отвинтить на автомобиле крепление стоек стабилизатора (с каждой стороны находятся по одному болту-гайке на 19).
- Подождав еще немного, нужно еще раз залить гайки кронштейнов «вэдэшкой» и можно начинать откручивать. Делать это лучше всего обыкновенным рожковым ключом на 13. В отличие от торцовых ключей, при работе с рожковыми лучше чувствуется прилагаемое усилие, а также сразу виден ход гайки. Но если гайка все-таки не поддается, что делать в этом случае?
- Необходимо размеренно, спокойно раскачивать гайку, сначала на пять градусов вправо, потом влево, заливая резьбу «вэдэшкой» время от времени, делая остановки, чтобы дать возможность жидкости проникнуть внутрь.
- Все остальные работы занимают не более 15 минут. Старая штанга освобождается от стоек стабилизатора, резиновых подушек хомутов и хомутов кронштейнов (предварительно необходимо также брызгать «вэдэшкой»). Штанга вытягивается наружу.
- Тем же путем протягивается новая штанга, на месте одеваются стойки стабилизатора с подушками хомутов – иначе штангу нельзя просунуть между днищем и резонатором.
- Приложив к днищу штангу, одеть хомуты на подушки. Для фиксирования используются старые гайки, предварительно обработанные антикором. Необходимо помнить, что в процессе закручивания гаек шпильки также могут загибаться, поэтому рекомендуется предварительно несколько раз прогнать резьбу.
- Гайки, которые вызывают сомнение, лучше заменить сразу. Большую пользу принесет чистка шпилек с помощью металлической щетки.
- Установив штангу стабилизатора поперечной устойчивости на свое место, необходимо стойки стабилизатора прикрутить болтами к растяжке.
- Возможно, потребуется небольшая регулировка положения стоек стабилизатора на штанге.
- Правда, этого можно не делать, так как все детали уже в первой поездке самостоятельно «найдут» свое оптимальное положение.
Результат установки поперечного стабилизатора
- Результат чувствуется сразу. Благодаря этой незначительной переделке сразу повышается жесткость подвески автомобиля.
- Значительно уменьшаются крены на поворотах, автомобиль «рыскает» намного плавней при поворотах руля из стороны в сторону.
- В итоге, весь характер управляемости машиной меняется – если раньше было рискованно в некоторые повороты входить на скорости больше 80 км/ч, то после такой доработки можно без риска пролетать эти же повороты на скорости 100 км/ч и даже более – все зависит от мастерства водителя.