Содержание [скрыть]
В общем случае ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), известный среди автовладельцев, как «граната», представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий передачу крутящего момента при углах поворота до 70 градусов относительно оси.
В автомобилестроении ШРУС чаще всего применяется в переднеприводных легковых автомобилях с независимой подвеской. Встречается он также на задне- и полноприводных машинах.
Использование ШРУСа в приводных механизмах ведущих колес дает возможность передавать равномерное вращательное движение от одной полуоси к другой в том случае, когда они располагаются под углом друг к другу. Это позволяет автомобилю двигаться, независимо от того, в каком положении находятся колеса.
Конструктивной особенностью автомобильного механизма передачи вращательного движения от вала коробки переключения передач (редуктора) к ведущим колесам является необходимость наличия двух таких узлов на каждое колесо. Один из них внутренний — передает вращение от трансмиссии к валу, а второй (внешний) — непосредственно вращает колесо.
Конструкция
Существует большое количество самых разнообразных конструкций шарнира, среди которых особое место занимает так называемый трипоидный ШРУС или «трипоид» (трипод).
Основной элемент трипоидного ШРУСа — трехлучевая вилка, которая напрессовывается на шлицы выходного вала коробки переключения передач (редуктора). На этих лучах устанавливаются полусферические ролики, которые вращаются на игольчатых подшипниках. В корпусе трипоида имеются специальные канавки, обеспечивающие продольное смещение и необходимый угол поворота шарнира.
Преимущества
По сравнению с другими конструкциями трипоидный ШРУС обладает:
- меньшим количеством деталей;
- способностью работать под углом в 45° без люфта и ударов;
- увеличенной величиной продольного перемещения;
- высоким коэффициентом полезного действия (за счет использования игольчатых подшипников);
- высокой устойчивостью против скручивания;
- устойчивостью к нагрузкам при предельных углах поворота.
Кроме того, трипоидный ШРУС:
- технологичен в изготовлении;
- одномоментно не ломается;
- удобен в обслуживании и ремонте;
- отличается высокой степенью взаимозаменяемости;
- надежен и долговечен в эксплуатации.
Надежность
Высокая надежность и долговечность эксплуатации трипоидного ШРУСа обеспечивается за счет того, что все его детали производятся из материалов высокой прочности. Кроме этого детали отличаются высокой точностью изготовления. Только при выполнении этих условий обеспечивается эффективная (без потерь мощности) передача крутящего момента.
На надежность и долговечность эксплуатации трипоида большое влияние оказывает также качество смазочных материалов и герметичность.
Герметичность внутреннего объема ШРУСа обеспечивается за счет применения специального резинового (силиконового) пыльника, который защищает сопрягаемые детали узла от попадания пыли и грязи.
При повреждении пыльника его необходимо как можно быстрее заменить, так как попадание абразивных частиц (песок и пр.) в смазку, обволакивающую рабочие поверхности деталей, приводят к быстрому выходу внутреннего ШРУСа из строя.
Происходит это по причине того, что абразивные частицы вдавливаются в зазоры между трущимися деталями и способствуют их быстрому износу. Кроме того, влага, попадающая внутрь узла, вызывает коррозию на поверхностях металлических деталей. Взаимодействие абразивных частиц со ржавчиной не способствует длительной работе деталей узла в процессе эксплуатации автомобиля.
Требования к смазке
Трипоидный ШРУС относится к категории узлов с игольчатыми подшипниками, которые требуют использования смазки, обладающей определенной консистенцией при высокой рабочей температуре (до 160°C). Важно и наличие или отсутствие в смазке ряда присадок. Например, не допускается использовать смазку, в составе которой есть твердые смазывающие добавки. Их наличие может привести к появлению заклинивающих сгустков. Кроме того, смазка трипоидных ШРУСов в обязательном порядке должна обладать антиизносными и антизадирными свойствами.
В полость внутреннего ШРУСа необходимо заливать жидкую смазку на основе бария, которая сохраняет свои смазывающие свойства в диапазоне температур от -30 до 160°C. Кроме того? в ее состав должна входить антифрикционная присадка (дисульфид молибдена). Такая смазка, предназначенная для использования во внутренних ШРУСах, имеет черный цвет, поэтому ее иногда путают с графитовыми смазками.
При установке трипоидного (внутреннего) ШРУСа специалисты рекомендуют сначала заливать от 100 до 130 гр. смазки в пыльник, установленный на приводе, и только потом собирать узел.
Неисправности внутреннего ШРУСа
Трипоидные ШРУСы обладает большим запасом прочности, что при правильно подобранной смазке и щадящей эксплуатации, делает практически необслуживаемым. Однако бывают случаи, когда они выходят из строя по причине:
- агрессивной манеры вождения, когда узел постоянно подвергается максимальным механическим нагрузкам;
- повреждения пыльника.
Признаки неисправности
В процессе эксплуатации автомобиля важно вовремя определить момент возникновения неисправности, возникшей в деталях ШРУСа. О приближении серьезных неисправностей, которые могут произойти во время езды, могут свидетельствовать:
- вибрации, возникающие во время разгона автомобиля;
- вибрация, появляющаяся при движении автомобиля;
- характерные звуки со стороны поврежденного ШРУСа при движении автомобиля на малых оборотах.
При появлении хотя бы одной из причин, автомобиль нужно установить на смотровую яму (подъемник, эстакаду) или заехать на станцию технического обслуживания и внимательно осмотреть как внутренние, так и наружные ШРУСы. При обнаружении даже самого незначительного повреждения пыльника, узел необходимо заменить. Если этого вовремя не сделать, то выход из строя этого узла обездвижит автомобиль в самый неподходящий момент. При этом не исключено, что для доставки последнего к месту ремонта понадобится эвакуатор.
Замена
Если возникнет необходимость в замене внутреннего ШРУСа, то его вполне можно осуществить самостоятельно. Для этого ШРУС необходимо демонтировать, разобрать, установить новые детали, залить в пыльник смазку и установить его на место.
Выбирая внутренний ШРУС для автомобиля ВАЗ 2110, специалисты рекомендуют отдать предпочтение трипоиду. Трипоидный ШРУС ВАЗ 2110 в эксплуатации более надежен, так как по сравнению с шариковым узлом:
- более равномерно распределяет нагрузку, что позволяет избежать ударов и люфтов при взаимодействии деталей в процессе передачи вращательного движения от трансмиссии к приводному валу;
- за счет использования игольчатых роликов допускает большее продольное перемещение деталей.
Приобретая трипоидный ШРУС необходимо обращать внимание на марку изготовителя. К сожалению, авторынок насыщен подделками, внешне копирующими оригинал. При этом детали подделок изготавливаются из низкокачественных материалов и, кроме того, часто, вообще, не проходят необходимых технологических процессов термообработки. В результате после установки подделки можно получить результат, который будет хуже, чем до ремонта. Специалисты на СТО считают, что лучше всего приобретать оригинальные ремкомплекты трипоидного ШРУСа производства «АВТОВАЗ», в комплект которого входят:
- ШРУС, набитый смазкой;
- пыльник;
- стопорное кольцо;
- хомуты для крепления пыльника.
Кроме того, неплохим качеством отличается продукция компаний:
- SKF Group (Швеция), изготавливаемая на собственных производственных мощностях;
- «Лига групп», являющаяся эксклюзивным обладателем многих европейских брендов (LGR, Finord и др.) и размещающая изготовление запасных частей для трипоидного ШРУСа на предприятиях Германии и Финляндии.
Ознакомиться с последовательностью операций, связанных с заменой трипоидного ШРУСа на автомобиле ВАЗ 2110 можно, посмотрев видеоролик: