Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Что такое внутренний ШРУС

Любой автомобиль представляет собой сложный механизм, узлы которого должны работать комплексно и исправно. Одной из самых важных частей машины является трансмиссия и подвеска в целом. Нормальное функционирование транспортного средства возможно только в том случае, если каждый элемент трансмиссии работает должным образом. Наиболее важная деталь в этой части автомобиля – ШРУС, аббревиатура расшифровывается как «шарнир равных угловых скоростей». В народе данный узел более известен под названием «граната».

Шарнир – сложно устроенный механизм, обеспечивающий удобство управления машиной водителю. Далеко не каждый знает, что ШРУС состоит из двух составляющих: внешней и внутренней. Нередко их выделяют в отдельные детали, но исправное функционирование «гранаты» возможно только при работе обеих частей одновременно.

Чаще всего из строя выходит внешний ШРУС, поэтому его устройство, принципы работы и ремонт знакомы многим автомобилистам. Внутренний ШРУС менее известен и даже среди бывалых автолюбителей нередко является предметом споров, вызванных незнанием устройства детали. Исходя из такого положения дел, сегодня наш ресурс решил представить исчерпывающий материал о внутренней части гранаты.

История появления ШРУСов

Несмотря на то что ШРУС применяется в механизме трансмиссии большинства современных автомобилей, об истории его появления до сих пор не сформировалось единого мнения. Основная версия создания гранаты гласит о том, что в 1927 году деталь спроектировал, а затем и получил патент на неё Альфред Рцеппа, который работал в компании «Форд Мотор». Именно поэтому ШРУС нередко именуют шарниром «Рцеппа».

Наибольшего внимания деталь удосужилась только через 40 лет после своего создания. Это связано с тем, что только в конце 1960 годов автоконцерны начали масштабное проектирование и создание переднеприводных агрегатов. ШРУС был призван нейтрализовать разницу скоростей, возникающую при повороте передних ведомых колёс и влекущую за собой ряд неприятных проблем (быстрый износ резины, поломка других узлов подвески и т. д.). Вдобавок ко всему использование гранат позволяло придать наибольший уровень комфорт при езде на автомобиле как водителю, так и пассажирам транспорта.

Казалось бы, развитие автомобильной индустрии просто не могло не отразиться на появлении именно таких узлов подвески, однако создание ШРУСа – стало нечто большим, чем рядовое внедрение инноваций в механизм машин. Недаром до сих пор лучше шарнира «Рцеппа» никто ничего так не придумал.

Важно! Одновременно сложный и простой механизм гранаты позволяет при минимальных затратах и высоком КПД передавать оптимальный вращательный момент между передними полуосями.

Устройство и принцип работы внутреннего ШРУСа

Как было отмечено ранее, ШРУС является той деталью, которая нейтрализует разницу скоростей при повороте передних ведомых колёс, регулируя подачу вращения на полуоси при наличии между ними некоторого угла. Конструктивно шарнир уникален, ведь сочетает в себе сразу несколько положительных особенностей:

  • ШРУС позволяет организовать такой привод, при котором ведущие колёса являются одновременно и приводными;
  • ШРУС позволяет передать оптимальный вращательный момент на полуоси при их повороте до 75 градусов, что исключает потерю вращения, повышает КПД работы машины и обеспечивает долгий срок службы некоторым другим узлам подвески;
  • ШРУС при правильной эксплуатации и должном уходе способен прослужить очень долго.

Как показала практика, наиболее удобная в использовании на автомобиле структура гранаты представляет собой составной механизм из двух частей. На большинстве машин подобная организация ШРУСа называется «приводом в сборе». Внутренняя часть представляет собой больший механизм, чем внешняя, но при этом испытывает меньшую нагрузку при работе. Внутренний ШРУС передаёт вращение от основы трансмиссии (КПП) к валу редуктора. От последнего вращательный момент переходит на внешний ШРУС, который отвечает за кручение самого колеса при поворотах через его ступицу.

Привод в сборе и отдельные его части выполняют важные функции в работе автомобиля, однако при этом очень долговечны. Сразу напрашивается вопрос – «Как такой узел может быть достаточно долговечен?». Основная причина этого – простота устройства и общей конструкции деталей. В целом привод устроен следующим образом:

Внутренняя часть ШРУСа имеет в своём структурном составе следующие элементы:

  • сферическая чаша с ведомым валом, которые соединены между собой и являются корпусом детали;
  • сферический кулак с ведущим валом, которые соединены между собой и являются обоймой детали;
  • шарики (как правило, 6 штук), которые обеспечивают нейтрализацию разниц скоростей при повороте;
  • сепаратор – деталь, которая удерживает шарики в специальных канавках и позволяет им осуществлять свою работу;
  • пыльники, которые защищают находящиеся в постоянной работе и смазанные поверхности ШРУСа от попадания на них грязи и прочих нежелательных фракций.
Важно! На сегодняшний день существуют разные виды шарниров по способу организации их работы. Однако самые используемые – это именно шариковые ШРУСы, доказавшие свою состоятельность и надёжность в работе.

Вне зависимости от своего устройства гранаты являются неотъемлемыми частями трансмиссии, так как выполняют очень важные функции. Используя их должным образом, то есть чрезмерно не нагружая и своевременно ухаживая, можно сделать так, что ШРУС прослужит десятилетия постоянной эксплуатации автомобиля.

Признаки износа

Из-за ряда неблагоприятных факторов правый или левый внутренний ШРУС могут выйти из строя раньше времени. В силу специфики своей работы внутренняя часть гранаты ломается заметно реже внешней. Однако от её выхода из строя никто не застрахован, что стоит учитывать, постоянно проверяя состояние шарниров.

Наиболее часто внутренний ШРУС приходит в неисправное состояние по одной из следующих причин:

  • недостаточно хорошее слежение и уход за узлом (низкокачественная смазка, например);
  • частая эксплуатация автомобиля в агрессивной манере или в очень тяжёлых условиях;
  • установка деталей трансмиссии плохого качества или с наличием производственного брака;
  • физический износ по истечении долгого периода эксплуатации.

Важно понимать, что использовать автомобиль с неисправным внутренним ШРУСом нежелательно сразу по нескольким причинам. К наиболее значимым из них можно отнести опасность того, что поломка спровоцирует аварию или более серьёзные неисправности в механизме трансмиссии.

В большинстве случаев появления проблем с внутренней частью гранаты появится некоторая симптоматика, указывающая на поломку. Основные признаки износа внутреннего ШРУСа таковы:

  • появился ярко выраженный треск или стук из области передних колёс, что усиливается при повороте руля;
  • управление автомобилей и его динамика заметно ухудшились;
  • при повороте руля имеются некоторые трудности.

Как правило, указанные выше признаки указывают именно на неисправность гранаты. Однако прежде чем начинать ремонт автомобиля и покупать новый ШРУС, необходимо определить состояние детали путём проведения более детальной диагностики. Подобная мера заключается в следующем:

  1. Поставьте автомобиль над смотровой ямой или поднимите на эстакаду. Внимательно осмотрите состояние внутреннего ШРУСа и его пыльников. Они должны быть целостным механизмом и не иметь каких-либо внешних дефектов.
  2. Аккуратно отодвинув каждый из пыльников, проверьте, не разрушился ли ШРУС изнутри. Если всё нормально, но ранее упомянутые признаки имеются, то придётся снимать гранаты полностью.
  3. Снимите внутренний ШРУС (см. ниже) и разберите его, если ранее у вас имелся подобный опыт. В противном случае желательно отнести деталь для проверки состояния на ближайшее СТО.

 

Важно! Принимайте решение о замене или ремонте внутреннего ШРУСа только в том случае, когда точно удостоверились в его неисправности.

Почему внутренний ШРУС стучит

Даже те автолюбители, которые отлично разобрались в устройстве и принципе работы внутреннего ШРУСа, не всегда могут ответить на очень интересный вопрос – «Почему он стучит или хрустит?». В первую очередь стоит отметить, что однажды, услышав, как шумит неисправная внутренняя граната, можно на всю жизнь запомнить этот звук. В большинстве случаев это даже не стук, а пронзительный хруст, реже скрежет, особенно сильно проявляющийся при повороте руля в сторону.

Причина появления хруста, стука или скрежета очень проста и связана с внутренним износом детали. Дело в том, что в местах, где шары внутренней обоймы гранаты соприкасаются с другими элементами детали, рано или поздно скапливается выработка. После её накопления в данном месте начинает появляться некоторый люфт шаров, которые, перекатываясь из стороны в сторону, и провоцируют появления шума.

Конечно, определить данный стук или хруст достаточно просто, но главная проблема заключается в определении того, какой именно ШРУС вышел из строя. Наиболее простой способ сделать это – проехать на автомобиле определённую дистанцию и несколько раз полностью вывернуть руль в каждую из сторон. Определив сторону поворота, при которой появляется шум, можно определить и неисправную гранату.

Стук внутреннего ШРУСа – видео:

Ремонт

Определив необходимость ремонта внутреннего ШРУСа, необходимо незамедлительно его провести. Прежде всего, важно приобрести новый привод или отдельно его внутреннюю часть именно для вашей модели автомобиля (если она полностью неисправна). Чтобы не ошибиться, при выборе желательно использовать VIN-код детали или же поломанный шарнир в качестве примера. Также перед началом ремонта немаловажно подготовить необходимый инструмент. В большинстве случаев хватает следующего:

  • набор ключей и головок;
  • несколько молотков и монтировка или специальный съёмник для гранат;
  • ветошь;
  • домкрат, который обязательно необходим при отсутствии эстакады;
  • смазка как для шарниров, так и для заржавевших крепления.

Ремонт внутреннего ШРУСа своими руками проводится следующим образом:

  1. Поставьте автомобиль на эстакаду, смотровую яму или приподнимите домкратом.
  2. Внимательно осмотрите внутренний ШРУС и проанализируйте, можно ли его снять, открутив только крепления и не демонтируя близлежащие узлы. Если это возможно, то снимите его и переходите на пункт 8. Если это невозможно, то переходите на пункт 3.
  3. Открутите колесо и ступичную гайку (1) со стороны поломанной гранаты.
  4. Демонтируйте суппорт тормоза.
  5. Снимите все мешающие шланги и детали подвески, которые мешают тому, чтобы подобраться к внутреннему ШРУСу.
  6. Открутите все крепления ШРУСа к рычагу. После чего максимально отведите в сторону стойку, при необходимости демонтировав и её крепления.
  7. Не отпуская стойки, поставьте внутренний ШРУС слева/справа от КПП и попытайтесь вытянуть. Если ничего не выходит, то воспользуйтесь молотками и монтировкой или же специальными съёмниками. Иногда может потребоваться помощь ещё одного человека. Главное в данном процессе – не повредите другие узлы трансмиссии, снимая гранату.
  8. Если ШРУС полностью неисправен, то замените его на новый. Если же деталь не имеет внешних дефектов, то почистите её рабочие поверхности, предварительно сняв пыльники, и обильно смажьте. Соберите шарнир в первоначальное состояние.
  9. Поставьте новый/отремонтированный внутренний ШРУС в своё посадочное место. Не забудьте также его отчистить.
  10. Соберите подвеску в обратном порядке. Ремонт окончен.
Важно! Ставя внутренний ШРУС на место, важно обильно его смазать и крепко зафиксировать пыльники.

Как видите, внутренний ШРУС – не столь сложный в устройстве и ремонте механизм. Деталь можно эксплуатировать на долгосрочной основе, лишь периодически проверяя её состояние и при необходимости доводя его до необходимого уровня.

Видео о том, как провести ремонт внутреннего ШРУСа:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?