Содержание [скрыть]
Как бы не старались конструкторы легкового автотранспорта, но создать подвеску автомобиля, которая позволила бы двигаться по прямой легковому автомобилю даже в колее, практически невозможно. На колеса, особенно передние, всегда воздействуют возмущения, связанные с раскачиванием автомобиля, неровностями на дороге, неодинаковым сопротивлением качению.
Поэтому передняя подвеска выполнена с небольшим наклоном стоек, что заставляет колеса под воздействием веса машины самоустанавливаться в прямолинейном положении.
Колея автомобиля, характеристики и особенности
Но это в стандартных условиях с горизонтальным расположением пятна контакта колес с дорогой. Другое дело – вождение автомобиля в колее, опасность такого движения можно сравнить с неуправляемым скольжением на льду или аквапланированием. Колея автомобиля – это расстояние между серединами отпечатков колес. Понятно, что размер между колес у нескольких авто одной модели, обутых в разнокалиберную резину, будет отличаться на десяток другой миллиметров. Но этого уже достаточно, чтобы неровная поверхность била дороги и резала боковины колес.
Почему колея в легковом автомобиле разная? Если взглянуть на рисунок, становится понятной суть проблем «колейного» движения:
- разные авто имеют разный угол развал-схождения, как правило, все обуты в резину разных моделей, размеров и ширины протектора;
- состояние подвески и амортизаторов тоже может сказываться на движении в колее, даже в пределах одного автомобиля расстояние между пятнами контакта переднего и заднего моста может быть разным;
- реакция каждого колеса на боковое возмущение от дороги может быть совершенно индивидуальна в силу нагруженности и степени убитости пружин, подшипника и амортизатора.
Основной опасностью при движении в колее является резкое усиление рысканья по курсу, вплоть до полной потери управления авто. Если на ровной дороге движение относительно прямолинейное, и слабое отклонение обуславливалось раскачиванием кузова авто или реакцией выбоины, или неровности, то скоростное движение в колейной ловушке грозит автомобилю серьезной опасностью, вплоть до резкого опрокидывания.
Сравните движение Нивы и Волги даже на ровной дороге. Чем ближе величина соотношения к единице, тем выше опасность резкого продольного рывка, тем хуже авто «держит» дорогу, и выше опасность заноса или опрокидывания. Подумайте, прежде чем решиться на расширение колеи авто проставками.
Опасность движения в колее летом и зимой
Широко распространено впечатление, что движение в колее опасно только зимой. На льду или в снегу сцепление колес снижается настолько, что выехать из ловушки становится невозможным. Единственный способ – если резко с подгазовкой вывернуть руль влево.
В результате маневра автомобиль может:
- вылететь на встречную полосу и тем самым создать угрозу лобового столкновения с встречным транспортом;
- покинуть свои колейные дорожки и, развернувшись поперек дороги, остановиться, тем самым создать двойную опасность столкновения, как со встречным, так и сзади идущим транспортом;
- сломать от удара в боковую стенку колеи шаровую опору левого или правого передних колес автомобиля.
Летние проблемы с колеей
Справедливости ради надо отметить, что опасность летней колеи не меньше зимней, просто движение автомобиля по колее кажется более прогнозируемым. Коварство и опасность движения в колейных нишах летом вызваны очень сложным и «виляющим» профилем.
В 99 случаях из 100 летняя колея продавливается тяжелыми тягачами с прицепами, у которых расстояние между колесами больше чем на полметра превышает аналогичную величину остальных машин на дороге. Остальные участники движения разбивают мягкий асфальт в цепь горбов и ям, способных разбить подвеску, поддон и картер автомобиля.
Подобный рельеф колеи крайне опасен для передних подшипников ступиц колес автомобиля. В таких условиях колесо практически работает на излом или изгиб. Основная нагрузка приходится не в радиальном направлении обоймы, а передается более слабому сепаратору, поэтому состояние подшипника, как и всей подвески, необходимо проверить даже после 100-150км пробега по таким дорогам.
Еще одной особенностью летней колейной ловушки является необъяснимый факт – каждые 600-700 метров дороги отмечены практически невидимыми в движении, но очень глубокими и опасными ямами. Если в зимнее время тело ямы забито и утрамбовано льдом, то в летнюю пору все намного хуже. Рассечь покрышку или разбить диск можно, даже будучи психологически готовым к подобной опасности. В этом можно убедиться, если взглянуть на обочину, там наверняка валяется несколько убитых колес автомобиля.
В дождливую пору дно колеи всегда скрыто большим количеством воды. Это особенно неприятно в период ранних заморозков, когда нормальное сцепление с асфальтом неожиданно сменяется ледяной дорожкой. Колея вроде бы должна уберечь от опасности заноса, но в реальности ситуация только ухудшается.
Как вырулить из колеи без опасности для себя и окружающих
Чтобы правильно выехать из колеи, необходимо найти наиболее безопасный и открытый для просмотра участок дороги. Если ситуация требует безотлагательных мер, снижайте скорость до 5-10км/ч, не более.
Далее следует подобрать ближайший участок с наиболее широкой частью колеи. Вывернув руль в сторону, противоположную от предполагаемого места выезда, затем аккуратно выворачиваем руль обратно так, чтобы постараться наехать на стенку колеи под максимально большим углом.
Заключение, совет
Движение в колее отнюдь не редкость, и единственным действенным средством от опасностей является перемещение на небольшой скорости. Попытки двигаться, съехав левой или правой парой колес в колею, остальными цеплять обочину, приводят еще к более непредсказуемым результатам.
Примеры как правильно ехать по колее, можно посмотреть на видео: