Содержание [скрыть]
Топливный бак – это резервуар для хранения горючего того или иного вида. Естественно, топливный бак имеется на любом автомобиле независимо от объема его двигателя и назначения. Данная деталь является важной составляющей топливной системы. В отличие от большинства других комплектующих машины, он имеет достаточно простое устройство.
В зависимости от типа кузова и особенности строения авто, топливный бак может иметь различную форму, расположение внутри автомобиля; материал, из которого изготовлен резервуар; кроме того, отличаться может и объем топливного бака. Так, на автомобилях с небольшими показателями мощности он имеет меньший объем. Для примера, объем топливного бака на ВАЗ 2101 – это 39 литров. Для Форд Фокус 2,3 – 55 литров.
Что собой представляет топливный бак
Основная функция резервуара для горючего – это безопасное хранение бензина или дизельного топлива. Бак должен полноценно препятствовать утечке топлива и предотвращать его испарение. Производители автомобилей устанавливают данную деталь в наиболее безопасном месте автомобиля.
Для легковых моделей авто – это зона под задним сидением. Именно она наименее подвержена повреждениям и деформациям во время возможных столкновений. Как показывает практика, во время ДТП легковые машины крайне редко получают повреждения в результате детонации топлива. Это – очень важно, так как бензин является легко воспламеняющимся материалом.
На грузовых авто может иметься более одного резервуара. В любом случае емкости, как правило, располагаются именно в боковой части автомобиля между задними и передними колесами. Такое их расположение на грузовых автомобилях обусловлено тем, что в большинстве случаев удары приходится именно в лобовую часть машины. К тому же, многие грузовики работают именно на дизельном топливе, которое не имеет способности детонировать, в отличие от бензина.
Для дополнительной защиты емкость крепится к кузову автомобиля ленточными хомутами из толстого металла с повышенными характеристиками прочности. В некоторых случаях в нижней части резервуара крепится металлический лист, обеспечивающий максимальную безопасность во время возможных ударов днища.
Топливный бак расположен близко к элементам выхлопной системы, потому для ее защиты от перегрева применяется прослойка теплоизоляционного материала.
Материал для изготовления топливного бака
Есть при разновидности материалов, применяемых при изготовлении топливных баков:
- сталь;
- алюминий;
- пластик.
Пластик применяется специальный – высокопрочный полиэтилен. Как правило, его используют в производстве резервуаров для применения в легковых моделях автомобилей.
Пластик имеет определенные преимущества по сравнению с металлом. Наиболее значимое – это небольшая масса. И чем больший объем резервуара, тем более явным оно становится. Кроме того, пластик позволяет наиболее эффективно использовать установочное пространство. В отличие от применения металла, из полиэтилена достаточно просто изготовить емкость любой формы, изделие не требует применение соединительных швов и спаек. При этом резервуар будет максимально вместителен. Следует также отметить тот факт, что пластик не подвержен коррозии, что тоже очень важно.
Тем не менее, пластиковые емкости для горючего, применяемые в топливной системе автомобилей, имеют и один существенный недостаток – проницаемость углеводородов на молекулярном уровне. Потому такие баки в последнее время делаются многослойными.
Металлические баки для горючего свариваются из штампованных листов сплава. При этом для дизельных и бензиновых автомобилей применяется алюминий. Для газовых – высокопрочная сталь. Алюминиевые топливные баки имеют высокие показатели прочности, высокую износостойкость, так как данный материал, так же, как и пластик, не подвержен коррозии.
Устройство
Большинство топливных баков, независимо от применения того или иного материала, имеют схожее устройство. Тем не менее. некоторые отличия в строении, все-таки, прослеживаются. Дело в том, что производители автомобилей стараются максимально эффективно использовать установочное пространство под топливные баки. В результате, даже на одной модели автомобиля можно увидеть разные топливные баки, форма и конструкция которых будет отличаться в зависимости от типа кузова и объема двигателя.
Ниже предоставлен список основных деталей топливного бака:
- Трубка паропровода передняя.
- Трубка абсорбера и клапана продувки.
- Шланги.
- Клапан продувки.
- Трубка слива топлива.
- Сепаратор паров топлива.
- Клапан гравитационный.
- Трубка паропровода.
- Абсорбер.
Основные части в металлическом резервуаре соединяет сварка топливного бака.
Сливная горловина – это единственная деталь топливного бака, которую можно увидеть снаружи. Именно через нее происходит заправка бака горючим. Закрывает ее крышка заливной горловины топливного бака. Обычно эта часть системы над правым или левым крылом автомобиля.
Крышка защищена от несанкционированного взлома замком. Он имеет либо механическое устройство, либо системы электропривода, которая контролируется из салона автомобиля.
С баком горловину соединяет трубопровод с хорошей пропускной способностью. Поэтому заправка автомобиля горючим занимает минимум времени. Горловина закрывается пластиковой крышкой с резьбовым соединением. Сверху она имеет металлический лючок, являющийся частью кузова автомобиля.
Топливопровод соединяется с заборником, который закрывает сетка. Ее функция – это грубая механическая очистка топлива, попадающего в систему. Конструкция дизельных баков предусматривает систему подогрева топлива, расположенную в этой части топливной системы. Когда данный механизм отсутствует, водители нередко оснащают топливные баки дизельных авто функцией подогрева топлива. Бензиновые топливные баки оснащаются топливным насосом, дополненным датчиком, контролирующим уровень топлива в системе.
Система вентиляции отвечает за постоянное поддержание нужного уровня атмосферного давления внутри бака. Во время выработки бензина или дизельного топлива, внутри бака возникает некоторое разрежение. Его помогает нейтрализовать клапан вентиляции топливного бака. Кроме того, этот же клапан помогает выводить из системы лишний воздух, попадающий в резервуар в процессе заправки автомобиля горючим. Во время нагрева топлива, атмосферное давление внутри емкости возрастает, а клапан вентиляционной системы позволяет удерживать его на нужном уровне.
Промывка топливного бака
Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что топливный бак – это такая же важная деталь автомобиля, несмотря на кажущуюся простоту его устройства. Потому он требует определенного обслуживания, отсутствие которого может значительно навредить всем остальным системам авто.
К сожалению, не все знаю, что примерно раз в год нужно осуществлять такую операцию, как промывка топливного бака. Осуществить ее можно следующим образом:
- отворачиваем пробку топливного бака, расположенную в его нижней части;
- заливаем в систему 6-7 литров топлива;
- садимся в автомобиль и несколько раз трогаемся взад-вперед;
- сливаем этот бензин.
Если в слитом горючем находится много грязи и осадков, проделать данную процедуру нужно несколько раз, пока бензин или соляра, слитые из системы, не будут абсолютно чистыми. Данный процесс помогает избавиться от слоя отработанного материала, который возникает на стенках бака в любом случае, независимо от качества применяемого топлива. Кроме того, важно удалить скопившиеся в резервуаре газы. Если вы решили промыть топливную систему, можно заодно проверить и состояние топливного насоса. При необходимости – его тоже следует заменить.
Как почистить топливный бак можно посмотреть на видео: