Содержание [скрыть]
Самое тонкое и нагруженное место в двигателе – компрессионные и маслосъемные кольца. И независимо от того, старый советский жигулевский мотор или современный тойотовский, или фольксвагеновский «зверь», в обоих случаях может возникнуть проблема с залеганием колец. Причиной беды, как правило, бывает масляный кокс в камере сгорания, конкретно в первой и второй кольцевых канавках на поршне.
В большинстве случаев проблема залегания проявляется в отсутствии тяги и интенсивном «подъедании» масла. Заработать подобную болячку может как старый и замученный карбюраторный мотор, так и относительно современный двигатель с инжекторным впрыском и электронными системами контроля процесса горения. Если в одном из цилиндров компрессия значительно ниже остальных – можно подумать, как раскоксовать залегшие поршневые кольца.
Если не прибегать к серьезному капитальному ремонту, вариантов выхода из ситуации немного:
- попытаться провести раскоксовку поршневых колец, гоняя двигатель на сумасшедших оборотах;
- заменить поршневые кольца новыми, ремонтного размера;
- использовать для раскоксовки самодельное устройство для подачи в двигатель горячей смеси из водяных и спиртовых паров;
- применить в качестве жидкости для раскоксовки поршневых колец керосин, Лавр, VeryLube.
Как вариант, можно пожертвовать старым моторным маслом и применить присадку для раскоксовки поршневых колец, добавляемую в масло.
Но все это полумеры, пока не найдены и не устранены условия для закоксовки поршневых колец. Причиной может быть только избыток моторного масла в кольцевых канавках поршня. Высокая температура и контактное давление дают лаковые пленки и кокс. В горячем состоянии поршень из алюминиевого сплава расширяется и вдавливает тонкие кольца в канавки, заполненные очень густым и вязким, напоминающим битум, «клеем».
Раскоксовка поршневых колец народными методами
Выжигание на большой скорости дает реальные результаты, если, конечно, состояние мотора позволит провести такого рода раскоксовку. Иногда для увеличения эффективности процесса в топливо добавляют специальные растворяющие присадки, на худой конец, в полный бак заливают смесь спирта и ацетона, примерно 3 литра на 30 топлива. Стоит такой «коктейль» недешево, да и гонять машину нет большого желания, особенно, если нет тяги и устойчивой работы.
Раскоксовка поршневых колец керосином
Старый, как мир, способ отмачивания колец керосином сейчас применяется владельцами пожилых моторов, у которых нет желания тратить деньги на «новомодные штучки». Рецепт лечения прост:
- готовится «ядреная» смесь из равных частей керосина, ацетона, бензола или толуола;
- смесь интенсивно взбивается в плотно закрытой бутылке;
- двигатель прогревается до температуры не выше 40оС, если необходимо, дают остыть;
- с помощью шприца в каждый цилиндр заправляется по 40-50 мл смеси, свечное отверстие закрывается подготовленными деревянными пробками.
Часов через 8-10 пробки выкручиваются и заменяются ветошью. Крутанув пару раз стартером, очищаем цилиндры, жидкость выбрасывается через отверстия свечей в тряпку.
После процедуры раскоксовки машину гоняют на трассе пару десятков километров на хорошей скорости. Если проблема плохой компрессии состояла только в залегании колец, эффект проявляется почти всегда.
Раскоксовка с помощью современных химических средств
Среди доступных вариантов уже немало разнообразных химических «чудес», способных, если не восстановить поношенные моторы, так сделать резвее в работе. Для упрощения автомобильную химию для раскоксовки поршневых колец можно разделить на три группы:
- раскоксовыватель поршневых колец, заливаемый напрямую в полость цилиндра и удаляемый специальной процедурой продувки быстрого действия;
- присадки в топливо для раскоксовки поршневых колец, дающие возможность очистить поршневую и клапаны без каких-либо дополнительных операций, кроме минимально требуемого пробега автомобиля до появления эффекта;
- средство для раскоксовки поршневых колец, заливаемое в моторное масло.
Первая группа состоит из препаратов для раскоксовки поршневых колец Лавр (Lavr), VeryLube Anticarbon, ХАДО и их многочисленные аналоги и подделки. В большинстве требуется просто аккуратно выдавить содержимое тюбика в полость цилиндра и закрыть тряпкой отверстие, так как жидкости очень резкие и агрессивные, могут вызвать ожоги на руках. Далее, покрутив стартером, выбрасывают из цилиндров отслоившиеся битумные и коксовые загрязнения. Отзывы и мнения, какая раскоксовка поршневых колец лучше, в равных частях и приветствуют их применение, и высказываются неоднозначно.
В теории нагар и лаковые пленки должны освободить поршневые кольца. На практике эффективность VeryLube Anticarbon или Лавр для раскоксовки поршневых колец хорошо видна на видео:
Ко второй группе относятся средства, добавляемые непосредственно в топливо. Например, раскоксовка поршневых колец идеал (ЭДИАЛ). Это средство хорошо зарекомендовало себя в использовании для бензиновых моторов, но с достаточной эффективностью может применяться и для дизельных двигателей. Один пузырек заливается на бак содержащим не более 60 л топлива. Зачастую подобными средствами пользуются владельцы авто с дизельными двигателями. Практически всегда после применения раскоксовки поршневых колец масло и фильтр меняют в основном из опасения за устойчивость и надежность смазки узлов турбины.
Считается, что главным признаком удачной раскоксовки будут огромные выбросы дыма и гари из выхлопной трубы.
Третья группа – соединения, добавляемые в моторное масло, или специальные промывки, например, LIQUI MOLY. Их можно рекомендовать смело использовать при каждой замене масла. По своим свойствам – это очень мощный очищающий комплекс, позволяющий и раскоксовать поршневые кольца, и удалить лаковые пленки и отложения в большинстве масляных каналов. Это, возможно, самый дорогой способ, но, без сомнения, заслуживающий внимания.
Метод постепенного растворения безопасен еще тем, что исключается угроза отслаивания от днища поршня или свода камеры сгорания больших кусков нагара, способных попасть под седло клапана и вызвать его прогар или повреждение.
Помогает ли раскоксовка поршневых колец
Ответ прост – если применяется оригинальное фирменное средство раскоксовки, эффект обязательно проявится. Другое дело – ненадолго, потому что перед тем, как раскоксовать поршневые кольца, не выяснено, почему они залегли.
Более того, разнообразные растворители и химически активные вещества могут окончательно «убить» двигатель. Например, замечено, что остатки в масле от применения сверхэффективных раскоксовок «съедают» маслосъемные колпачки на клапанах, сальники уплотнения на коленвале и прокладку под масляным фильтром, резко ухудшают работу гидрокомпенсаторов. В идеальном варианте после раскоксовки следует выполнить промывку системы смазки мотора и сменить фильтр.
Самым примитивным и безопасным способом считается раскоксовка поршневых колец с помощью малых количеств водяного пара, подаваемых непосредственно во впускной коллектор. В сети можно найти немало вариантов и схем реализации идеи. Перед раскаленным водяным паром мало какие лаковые пленки и нагар смогут устоять.