Содержание [скрыть]
Стартер – одна из ключевых деталей автомобиля, осуществляющая его старт. Важно поддерживать его работоспособность, ведь незначительная поломка способна лишить возможности запуска двигателя. И, если уж она возникла, то необходимо ее устранять. И одной из таких поломок является дисфункция стартера при характерных щелчках.
Щелчки при неработающем стартере
Для начала стоит разобраться с щелчками. Наличие какого-либо регулярного звука при попытке старта – хороший знак, означающий работу механизма. Это существенно сужает область поиска поломки. Издает этот звук втягивающее реле. Его задача — обеспечение взаимодействия бендикса и маховика. Если издаются щелчки, то это свидетельствует о наличии питания.
Источником звука являются контактные клеммы в реле. Они расположены на гибкой основе, а в процессе работы устройства получают разнополюсные заряды. В результате клеммы притягиваются друг к другу, создавая щелчок при контакте.
Важно учесть, что сигнал идет по цепочке, в которую включены:
- аккумулятор;
- реле стартера;
- замок зажигания;
- втягивающее реле.
Эти элементы стоит проверить первым делом, чтобы убедиться в том, что сигнал доходит до втягивающего реле в полноценном виде. А далее уже разбирать причины, по которым стартер сломался.
Причины неработающего стартера
Если устройство издает какой-либо звук работы, то оно не окончательно сломалось. Поэтому необходимо определить причину неполадки и исправить ее, восстановив рабочее состояние механизма. Среди возможных вариантов стоит отметить:
- низкий заряд аккумулятора;
- сигнал не доходит до реле;
- замок зажигания неисправен;
- втягивающее реле неисправно;
- стартер неисправен.
Среди распространенных причин может быть банальный недостаток энергии. Этому способствует низкий заряд аккумулятора и преграды на пути сигнала. Коррозия, окисление контактов и повреждение изоляции – все эти причины способны ухудшить питание втягивающего реле. В результате энергии достаточно лишь для его срабатывания, но на дальнейшие действия уже не остается.
Неисправности замка зажигания – более затруднительная проблема, которая требует его замены. Этот элемент редко ремонтируют, поэтому необходимо протестировать его общую работоспособность, а при наличии поломок заменить.
Поломка самого втягивающего реле – возможный исход, из-за которого сигнал дальше не идет. Такое может быть из-за разрушения или окисления контактов, что приводит к невозможности проведения сигнала.
Последняя причина – неисправность стартера, для диагностики которого необходимо полностью снимать устройство, где чаще всего проблема заключается в отсутствии контакта на щетках механизма.
В самом стартере стоит осмотреть на 3 элемента:
- обмотка якоря;
- обмотки статора;
- щеточный узел.
Для этого нужно будет снять стартер с системы и разобрать.
Повреждение обмоток будет видно сразу. Порой можно даже не разбирать, ведь запах разрушенной изоляции слышен и так. В процессе разрушения обмотки ее цвет изменяется, выделяется неприятный запах. Ремонтировать обмотки нет смысла, рекомендуется приобрести новую деталь.
Щеточный узел – куда более простая причина проблемы, заключающаяся в их износе. Если они уже не выполняют свою функцию, то важно заменить их на новые. Это расходный материал в стартере, поэтому через время их стоит сменить.
Если стартер не работает на горячем двигателе, то важно проверить втулки. Они могут заклинить в процессе эксплуатации, что нередко происходит при плохом ремонте устройства.
Это основные причины, которые могут вызвать щелканье стартера и его дисфункцию. Однако для точного «диагноза» необходимо определить природу неполадки. А для этого необходимо разобраться во втягивающем реле и щелчках.
Втягивающее реле
Проблема может заключаться во втягивающем реле. Его неполадка способствует тому, что сигнал попросту не идет на дальнейшие элементы стартера. Устройство этого элемента выглядит приблизительно так.
Две бронзовые клеммы в момент сигнала касаются друг друга, подавая сигнал на дальнейшие элементы. Но нужно убедиться, что они действительно это делают. Проблема в том, что их поверхность может быть окислена, из-за чего сигнал попросту не проходит дальше. Поэтому важно узнать его наличие.
Для проверки необходимо взять какой-либо железный инструмент, позволяющий замкнуть эти две клеммы. Необходимо соединить их, передав сигнал.
Если стартер заработал, то проблема заключалась в этом элементе. Можно попробовать очистить контакты от окисления, что может исправить поломку. Если же это не помогло, то единственный выход – полная замена реле.
Если проблема заключалась не в этом элементе, то необходимо тщательно разбирать сам механизм в поиске неполадок.
Диагностика
В процессе диагностики существенную роль играет звук. Щелчки, издающиеся при попытке старта, могут помочь в определении причины неполадки, ускоряя ее поиск. Стоит лишь знать, что существует два типа ритмичности стартера;
- частые многократные щелчки;
- однократный щелчок.
В первом случае причиной является проблема питания или массы. Стоит проверить заряд аккумулятора, а также целостность всех линий питания. Нужно обратить внимание на контакт клемм аккумулятора и стартера. Проверку питания можно осуществить посредством мультиметра.
В проверке уделяется внимание и проводу массы, уходящему на кузов. Определяется его состояние и работоспособность.
Второй вариант более неприятен, ведь причин такому состоянию большое количество. Однократный щелчок предшествует различным поломкам, среди которых как недостаток питания по ранее упомянутым причинам, так и повреждение самого стартера. При его обследовании стоит уделить внимание на:
- соединение обмоток и реле;
- состояние щеток;
- состояние втулок;
- обмотку якоря и статора;
- бендекс.
Замена втулок и щеток – стандартные процедуры при такой проверке. Если элементы выглядят изношенными, то нет смысла сохранять их до следующей поломки. Далее нужно проверить все обмотки, а также их соединения. Нельзя допускать пробой какой-либо обмотки, ведь это разрушает стартер.
При таких симптомах в бендексе могут быть две поломки – деформация вилки и зубьев. В обоих случаях он не может взаимодействовать с другими элементами (маховиком и сердечником), в результате чего втягивающее реле не может передать питание на электродвигатель стартера.
В результате диагностики расположение поломки будет приблизительно ясно. И все же рекомендуется заодно заменить втулки и щетки, если устройство уже длительное время находится в эксплуатации. В противном случае есть риск, что вскоре возникнут другие поломки на основе изношенных элементов.
Данные методы помогут выявить поломку в случае, когда стартер не крутит, но издаются щелчки. Это позволит определить исправные элементы и методом исключения определить поврежденную деталь. Стоит заметить, что ремонт механизма не всегда целесообразен, иногда лучше приобрести ему замену.
Если проблема заключается во втягивающем реле, то его необходимо заменить. В этом поможет разобраться данное видео, где показан процесс снятия, ремонта и установки. Это существенно упростит задачу для новичков, которые слабо разбираются в расположении элементов: