Содержание [скрыть]
Работа любого двигателя внутреннего сгорания отличается сложностью и многообразием процессов, протекающих в нем постоянно. Каждый из них влияет на бесперебойность функционирования двигателя, и даже такая «мелочь», как зазор на свечах зажигания, играет огромную роль. Достаточно часто можно слышать от автовладельцев жалобы на различные перебои в работе мотора, его троение, потерю мощности или плохую работу на холостом ходу.
В таких случаях многие водители грешат на свечи, и предпочитают осуществить их полную замену, что конечно решает проблему. Но этот вариант нельзя назвать самым приемлемым, поскольку стоимость нового комплекта достаточно высока. Основная часть свечей зажигания вполне поддается такой процедуре, как регулировка зазора – именно от него зависит бесперебойный процесс воспламенения топливной смеси. Стоит знать, что с течением времени зазор на каждой свече самопроизвольно увеличивается, поэтому контролировать этот параметр следует каждые 10-15 тысяч км.
Помимо периодического контроля зазора на свечах, их необходимо регулярно очищать, особенно, если невозможно ручаться за качество заливаемого в бак горючего. Кроме того, чем больший пробег у автомобиля, тем чаще следует обращать внимание на состояние этого элемента. Так, чтобы избежать каких-либо перебоев в работе системы зажигания или двигателя в целом, достаточно регулярно проверять свечи, и при необходимости проводить их бережную очистку. Времени на выполнение этих манипуляций много не потребуется, так же как и материальных расходов.
Некорректный зазор – на что он влияет
В зависимости от того, увеличилось или уменьшилось расстояние между электродами, проблемы для двигателя будут несколько отличаться, хотя присутствуют и схожие моменты.
Если зазор слишком велик
Всем прекрасно известно свойство электричества находить для себя кратчайший путь. Соответственно, увеличенный зазор опасен прежде всего пробоем изолятора свечи. Из более серьезных последствий стоит отметить пробой самой катушки зажигания, что приведет к серьезным материальным расходам на ее замену, поскольку система зажигания окажется неработоспособной.
Кроме пробоя имеется вероятность пропадания искры. В такой ситуации один или несколько цилиндров просто оказываются нерабочими, что водитель воспринимает как троение двигателя. Достаточно явно говорит об увеличенном зазоре такой признак, как хлопки, периодически возникающие в системе выхлопа авто. При работе мотора на высоких оборотах водитель может замечать пропуски, появляющиеся в зажигании.
Если зазор уменьшен
Уменьшенный зазор между электродами приводит к резкому усилению искрового разряда, который становится очень мощным, но слишком коротким. Он оказывается не в состоянии воспламенить горючую смесь, она начинает заливать свечи, что в результате приводит к тому же троению мотора. Другой опасностью маленького зазора является возможность образования электрической дуги, особенно при высоких оборотах двигателя.
Происходит это по той причине, что при высокой скорости вращения коленвала «укороченная» искра просто не успевает разорваться, что приводит к образованию непрерывного потока плазмы. В следствии происходит сбой в работе силового агрегата, или же к возникновению замыкания в самой катушке, которую необходимо будет заменить. В любом случае, нормальная работа двигателя оказывается невозможной.
Как выставить зазор на свечах
Для самостоятельной проверки и коррекции величины зазора все свечи потребуется выкрутить. Чтобы узнать, какой зазор должен быть на свечах следует заранее запастись набором специальных щупов. Следует понимать, что для различных марок автомобилей, правильная величина зазора может отличаться, и зависит от конкретного типа системы зажигания. Так, если она контактная, правильная величина колеблется от 0,5 до 0,6 мм, а если зажигание электронное – зазор должен составлять 0,7-0,8 мм.
После извлечения всех свечей алгоритм действий водителя сложностью не отличается. Каждая из них подлежит тщательной предварительной очистке от имеющегося на ней нагара – если этого не сделать, результаты проверки могут оказаться неточными. После этого при помощи щупа соответствующей толщины измеряется зазор на каждой свече, и при его неверном значении корректируется.
Увеличение зазора
Данную манипуляцию можно выполнить двумя способами.
- с помощью специального устройства BRISK. Оно имеет специальные зажимы, цепляющие боковой электрод и упор, который фиксируется на ее резьбовой части. После правильной установки следует немного отогнуть зацепленный электрод. Приспособление убирается, а полученный зазор вновь проверяется щупом. При необходимости операция повторяется до получения правильного значения;
- при помощи обычной отвертки с плоским шлицом. Такая коррекция требует особой аккуратности, поскольку имеются шансы повредить изолятор. Отвертка вставляется между боковым и центральным электродами и слегка приподнимается. Далее также необходимо проверить зазор при помощи щупа.
Уменьшение зазора
Зазор может уменьшаться также двумя способами:
- постукиванием по центральному электроду – свеча держится разрядником кверху, а в качестве инструмента можно использовать любую удобную вещь (пассатижи, отвертку и т. д.), удары которой следует наносить легко, не прилагая чрезмерных усилий, и после этого зазор проверяется.
- путем прижимания электрода – установив свечу таким образом, чтобы разрядник упирался на твердую поверхность, следует слегка нажимать на свечу, осуществляя, таким образом, подгиб электрода, а после каждого усилия зазор контролируется соответствующим щупом.
Неверный зазор – исправлять или менять свечи
Многих водителей интересует вопрос – как выставить зазор на свечах без щупа. Как показывает практика, не имея под рукой специального щупа с точной толщиной, выставить правильный зазор на свечах зажигания совсем не так легко, как может показаться. Наугад делать это не рекомендуется, поскольку отклонение от нормального значения всего на 0,2 мм, приводит к гарантированному увеличению расхода горючего на 4%. Кроме этого, на такое же значение упадет текущая мощность двигателя.
Стоит помнить и о других последствиях отсутствия ухода и профилактики за установленными в моторе свечами зажигания. К примеру, зазор на свечах зажигания может изменяться вследствие образовавшегося на них нагара. Его образование может стимулировать использование некачественного топлива или износ двигателя, в результате которого в цилиндры попадает масло. Если демонтированная свеча сильно загрязнена, то причина троения двигателя может быть только в этом, и регулировка зазора свечей зажигания в этом случае может не потребоваться – достаточно качественно очистить электроды.
Многие водители предпочитают не связываться с самостоятельной регулировкой зазора, предпочитая периодически менять их на новые. Такой шаг отчасти оправдан, но иметь под рукой набор щупов для контроля все же является целесообразным. Дело в том, что даже новые свечи, приобретенные в известной торговой точке, подвергались транспортировке. В это время электроды вполне могут немного повреждаться в результате ударов или иных воздействий, что на глаз определить практически невозможно. Поэтому многие специалисты рекомендуют проверять зазор даже на вновь приобретенных свечах, и сделать это можно непосредственно при их покупке в магазине. О том, как важен корректный зазор можно посмотреть на видео:
Какие свечи лучше ставить на автомобиль
Несмотря на то, что конструкция свечи зажигания сложностью не отличается, ее роль для нормальной работы двигателя огромна. Соответственно выбирать их нужно крайне вдумчиво, и руководствоваться в первую очередь следует рекомендациями производителя автомобиля. Самостоятельно установив свечи неподходящей конструкции, можно вместо улучшения характеристик мотора получить прямо противоположный эффект. Следует понимать, что неполное сгорание топлива, обусловленное использованием некачественных свечей, помимо снижения эффективности работы, способствует и более быстрому износу мотора, приближая срок его капитального ремонта.
Из всех представленных на сегодняшний день свечей зажигания, безусловного внимания заслуживают иридиевые модели. Приобретая такой вариант, можно не задаваться вопросом – какой должен быть зазор на свечах зажигания, поскольку регулировать их не потребуется. За счет используемых материалов, такие свечи требуют для образования хорошей искры значительно меньшее напряжение, что не только продлевает срок их эксплуатации, но и снижает нагрузку на всю систему зажигания. Стоит отметить и более хорошее воспламенение смеси в цилиндрах, что способствует значительному снижению образования нагара как на самой свече, так и на поршнях.
Имеет смысл рассмотреть и вариант установки в свой автомобиль форкамерных моделей. Здесь зазор между электродами свечей зажигания регулировке не подлежит, поскольку он не может измениться чисто физически. Бокового электрода здесь нет, его роль принимает на себя корпус. Получаемая искра отличается своей силой, а также перемещением по кругу. Это способствует качественной самоочистке, облегчению пуска на морозе, а также серьезно увеличивает ее ресурс. Из недостатков стоит отметить единственный – достаточно высокую стоимость. Но если речь идет о дорогом спортивном автомобиле, именно такие свечи обеспечат оптимальную работу его мощного двигателя.