Содержание [скрыть]
Устройство автомобиля — это сложная система, в которой каждая деталь должна работать как часы. Сегодня пойдёт речь про вентиляцию картера. От того, насколько правильно она сделана, зависит эффективность удаления газов, которые поступают в устройство.
Без удаления отработанных газов через систему вентиляции не получится обеспечить нормальное давление в картере. Это необходимо для того, чтобы понизить вредоносное влияние газов на качество масла.
По своему составу газы в системе вентиляции представляют результат сгорания топлива, его паров и испарения воды. Всё это образуется в результате сгорания горючего. Каждый из вышеперечисленных элементов способен принести серьёзный вред двигателю.
Возьмём, к примеру, водяной пар. Благодаря ему образовывается эмульсия, что приводит к появлению в масле пены. Результат более чем предсказуемый из-за неудовлетворительной работы системы вентиляции картера ухудшаются эксплуатационные качества транспортного средства.
В свою очередь, пары, которые попадают в масло из системы вентиляции картера, способствуют его разжижжению. Но это далеко не самое плохое. Из-за неудовлетворительной работы каналов в масле под воздействием всех этих факторов появляются дополнительные примеси, вред от которых просто колоссальный. Больше всего разрушений приносят:
- кислоты,
- осадки,
- примеси.
О разнообразных примесях, которые попадают в масло из системы вентиляции картера, наибольший вред наносят именно примеси. Они в значительной степени понижают сопротивляемость каждого элемента конструкции, тем самым сокращая его срок эксплуатации.
Открытые и закрытые системы
Все системы вентиляции картера можно условно поделить на две категории: открытые и закрытые. Стоит признать, что у каждого из этих решений есть свои достоинства и недостатки.
Открытая система вентиляции картера выводит отработанные газы прямо в атмосферу. Закрытая структура работает по совершенно иному принципу. Все попадает в трубопровод.
Неудивительно, что многие ведущие автомобильные производители стремятся устанавливать на свои автомобили именно закрытые системы. Пионерами в данной области по праву считаются японцы. Достаточно вспомнить хотя бы киотский договор, согласно которому, каждая подписавшая его страна, обязуется следить за количеством выбросов вредных веществ на своей территории.
Как страна, которая приняла непосредственное участие в создании данного проекта, правительство Страны восходящего солнца делает всё возможное, чтобы мотивировать производителей выпускать безопасные для экологии товары.
Как результат в японских автомобилях применяется закрытая система вентиляции картера. По ней отработанные газы через трубопровод попадают в цилиндры. Пожалуй, самую важную роль в данной конструкции играет клапан. Он открывается, когда происходит разряжение. Благодаря этому газы доходят до воздушного фильтра.
В воздушном фильтре, отработанные ранее в картере газы смешиваются с воздухом. Уже в таком виде они доходят до цилиндров. Когда двигатель работает с большой частотой, клапан системы вентиляции постоянно открыт. Его задача на данном этапе обеспечение максимально плотного потока газов, попадающих во впускной коллектор.
Важно помнить, что картерные газы имеют примеси масла. К счастью, проходя через специальный маслоуловитель, они остаются на нём. Данное устройство устанавливается перед клапаном вентиляции.
Достоинства н недостатки открытой и закрытой системы
Как было сказано выше открытая система вентиляции картера сильно вредит экологии. Но на этом её недостатки не заканчиваются, к дополнительным минусам такой конструкции можно причислить:
- система не способна работать, когда автомобиль движется на малой скорости;
- функционирование на холостом ходу невозможно;
- на высоких оборотах открытая система также показывает себя крайне малоэффективно;
- не исключена возможность засасывания атмосферного воздуха — подобное может произойти тогда, когда двигатель медленно остывает;
- закрытая конструкция значительно увеличивает расход масла.
Ещё одним весомым недостатком именно этой системы является замасливание мотора. Тем не менее не стоит думать, что открытая конструкция — это полный провал. Это вовсе не так, несмотря на свои недостатки, она обладает одним важным преимуществом, а именно низкой стоимостью.
Теперь рассмотрим все достоинства закрытой системы вентиляции картера. Первое, это, конечно же, её полная экологичность. Исходя из современных тенденций, именно такой подход к созданию товаров будет практиковаться в ближайшее десятилетие.
К сожалению, несмотря на свою экологичность, закрытая система вентиляции картера имеет некоторые недостатки, среди них:
- высокая степень загрязнения карбюратора,
- образование пробок во входных воздуховодах,
- повышенный риск окисления масла.
О последнем пункте нужно рассказать немного подробнее. Риск окисления масла значительно возрастает из-за того, что на высоких оборотах образуется сильная тяга. К счастью, недостатки закрытой системы вентиляции с лихвой компенсируются её достоинствами:
- низкий расход масла,
- беспроблемная работа всей конструкции даже в самый сильный мороз,
- повышение детонационной стойкости мотора.
Как видите, достоинства более чем весомые. Именно поэтому большинство современных автомобильных компаний устанавливают именно закрытые системы.
Маслоотделитель, шланг, патрубок
Всё это элементы конструкции вентиляции картера. Маслоотделитель не даёт попасть маслу в камеру сгорания, ведь это может вызвать образование сажи. Конструкция может быть создана на базе лабиринтного и циклического метода отделения масла от газа.
Если отделение происходит в лабиринтном маслоотделителе картера, то вначале происходит замедление движения всех газов. Результатом подобного процесса является оседание капель масла на стенках двигателя.
Центробежный маслоотделитель работает совершенно на другом принципе. Любой газ, проходящий сквозь данную конструкцию, начинает вращаться. Собственно, от этого и такое название.
Особую роль в работе маслоотделителя играют патрубки. Именно через них газы попадают во впускной корректор. Там они уже смешиваются с воздухом. В результате полученная смесь сжигается в камере сгорания.
Шланги картера нужны для того, чтобы отработанные газы, проделав весь путь от маслоотделителя и до клапана, в конце всей процедуры после очистки снова попали в двигатель.
Как проверяется система
Обычно проверка заключается в тестировании клапана. Он должен обеспечивать прохождение воздушного потока в нужном направлении в необходимом для стабильной работы устройства количестве. Но на этом его роль не ограничивается, он препятствует возвратному движению отработанных газов.
Вы, наверное, уже привыкли, что любую деталь машины для проверки нужно сначала демонтировать и только потом проверять. К счастью, клапан является приятным исключением из этого правила. Его можно протестировать не снимая.
Вначале тестирования вам нужно запустить двигатель. При этом мотор должен работать на холостых оборотах. Теперь нужно снять шланг. Он отвечает за вентиляцию в клапане.
Нормальная работа клапана в системе вентиляции картера сопровождается характерным писком. Точнее, это свист, входящего в систему воздуха. Закройте входное отверстие пальцем. Вы должны чувствовать силу втягивания.
Чаще всего утечки обнаруживаются в местах стыков и соединений. Подобные дефекты сильно мешают свободному прохождению воздуха. Поэтому нужно провести замену комплектующих для достижения полной герметичности. Без неё система нормально работать не будет.
Система вентиляции внутри картера может нормально работать только тогда, когда все остальные элементы двигателя связаны с ней герметичными переходами. В противном случае вы получите ровно противоположный результат.
Итоги
Роль вентиляции картера в устройстве автомобиля тяжело переоценить. Она обеспечивает нормальную работу всех устройств за счёт эффективного отвода газов. К тому же если брать во внимание закрытую конструкцию, то она позволяет в значительной мере минимизировать вред для окружающей среды.