Содержание [скрыть]
Работоспособность авто во многом зависит от того, как водитель относится к его обслуживанию. Нужно вовремя менять масло, следить за состоянием кондиционера и время от времени осуществлять профилактику.
Обычно рекомендуется посещать сервисный центр не реже одного раза в 2—3 месяца. К сожалению, после окончания гарантийного обслуживания многие автомобилисты начинают меньше внимания уделять своему транспортному средству. А это крайне неверный подход.
После ста тысяч километров жизнь автомобиля только начинается. Но нужно позаботиться о своевременной замене важных деталей и комплектующих, таких как ремень ГРМ. Если вы не сделаете это вовремя, то рискуете сильно повредить двигатель и даже попасть в ДТП.
Ремень ГРМ желательно заменить через 100 тысяч километров пробега. Хотя бывают, конечно, и исключения. К примеру, если у вас Ford Focus, то замену можно сделать через 160 000 км. При условии, что до этого она не проводилась.
Что собой представляет ремень ГРМ
Чтобы понять, насколько важна своевременная замена ремня ГРМ, необходимо для начала разобраться, что это за деталь, и для чего она нужна в конструкции автомобиля. По факту это связующее звено между распредвалом и коленвалом. Без него не обходится ни одна современная машина.
Замена ГРМ строго регламентирована в инструкции авто. Мало того, для каждой модели алгоритм немного отличается. Тем не менее есть некоторый общий перечень пунктов. Но чтобы процесс замены прошёл без каких-либо эксцессов нужно немного больше узнать о самой детали.
Лучше всё познавать на практике. Откройте капот и найдите резиновый ремень с зубчатой внутренней поверхностью. Главной особенностью ГРМ является то, что он синхронизирует сразу несколько шкивов.
Если вам нужно совершить замену, просто посмотрите на картинку сверху. Именно так выглядит стандартный ремень ГРМ.
Особенности конструкции
Ремень ГРМ представляет собой замкнутое резиновое кольцо. Его диаметр зависит от модификации двигателя и особенностей авто. Резина обеспечивает полную бесшумность во время работы. К тому же она не поддаётся коррозии.
К сожалению, в данной конструкции есть свои недостатки. Сила трения о шкивы довольно высока. Особенно это заметно на высоких оборотах, Неудивительно, что ремень ГРМ требует замены.
Осуществляем замену
Подготовка и общий алгоритм
Замена ремня ГРМ начинается с подготовительных работ. Заглушите мотор и подождите, пока он остынет. Уберите всё что может помешать рабочему процессу. В первую очередь демонтируйте коленвал. Первый верхний цилиндр должен занять мёртвую точку. Чтобы достигнуть данной позиции используйте рукоятку.
Во время плановой замены ремня ГРМ также нужно уделить дополнительное внимание другим элементам двигателя. Осмотрите такие запчасти:
- сальники,
- водяную помпу,
- натяжной ролик (нятяжитель).
Ролик, кстати говоря, отвечает за натяжку ремня ГРМ. Поэтому его осмотр является обязательным. Износ шлейки можно легко определить невооружённым глазом. Ремень будет провисать. В таком случае необходимо в кратчайшие сроки произвести замену.
Замена на примере автомобилей ВА
В действительности замена ремня ГРМ — это несложный процесс, чем-то напоминающий замену велосипедной цепи. Но со своими нюансами, конечно. Главное, правильно натянуть шлейку. От параметра натяжения зависит стабильность работы всей системы.
Рассмотрим пример замены ремня ГРМ на моделях ВАЗ. Процесс состоит из следующих этапов:
- Снимите минусовые клеммы.
- Открутите болт натяжного ролика.
- Снимите ремень со шкивов.
- Проверьте состояние всех шкивов и очистите их от загрязнения. Для этого лучше всего использовать растворитель. Уайт-спирит и бензин также подойдут.
- Произведите замену ремня ГРМ.
- Осуществите обратную сборку.
Очень часто в моделях ВАЗ кроме ремня ГРМ выходит из строя и натяжной ролик. Мало того, в процессе длительной эксплуатации подшипник превращается в стальную труху.
Если вы наблюдаете хотя бы один из вышеописанных признаков, значит, нужно заменить и натяжитель.
Осуществляем замену ремня ГРМ на иномарке
Алгоритм замены ремня ГРМ на отечественной машине не представляет особой сложности. Другое дело иномарка. Иногда чтобы добраться до устройства приходится разобрать половину мотора. Процедура состоит из таких основных этапов:
- Снимается клапанная крышка.
- Останавливается маховик.
- Снимается шкив.
Часто в иностранных моделях используется несколько ремней связанных между собою. Единственное, что упрощает работу — это наличие меток. По ним можно легко определить правильно ли прошла установка.
Меняем ремень на Ford Focus
Это авто является одним из самых популярных на отечественном рынке. Сотни автомобилистов, полюбили Ford Focus за его надёжность и хорошие аэродинамические свойства. Тем не менее даже ему необходимо обслуживание. Мало того, замена Ремня ГРМ здесь имеет свои особенности, о которых нужно знать.
Необходимые для замены инструменты
Перед тем как начать работу, по замене данной детали, необходимо позаботиться о наличии нужных инструментов. В комплект входит:
- комплект фиксаторов для автомобилей «Форд»,
- динамометрический ключ,
- комплект обычных ключей,
- набор головок,
- устройство для фиксации шкивов,
- метровая труба.
Список не очень длинный, но наличие каждого инструмента оправдано. Без комплекта ключей или динамометрического ключа вам не удастся провести качественную замену.
Поэтапная замена
Чтобы замена ГРМ прошла как нужно, и вы получили отличный результат, в точности следуйте таким этапам:
- Поднимите машину подъёмником или воспользуйтесь эстакадой. В идеале должен быть гараж с ямой.
- Затяните ручной тормоз.
- Выкрутите болты и снимите крышку картера.
- Извлеките приводные ремни. При большом износе произведите замену.
- Сделайте разметку на поясе.
- Отключите минусовую клемму.
- Отодвиньте бачок немного в сторону. Для этого нужно снять крепления.
- Отключите шланги.
- Снимите фиксаторы расширительно бачка и отодвиньте его.
- Уберите генератор, шкив, ременной привод. Именно в таком порядке.
- Сделайте блокировку маховика.
- Снимите передачу.
- Прокрутите коленвал до тех пор, пока отметки на муфтах не сойдутся (по часовой стрелке).
- Вместо заглушки нужно вкрутить болт.
- Сделайте пометку на маховике.
- На месте кратера установите фиксирующее приспособление.
- Снимите опору двигателя.
- Установите фиксирующее устройство на маховик.
- Демонтируйте шкив коленчатого вала.
- Уберите крышку зубчатого вала.
- Ослабьте ролик, осуществите фиксацию.
- Снимите ремень.
Новый ремень ГРМ устанавливается по часовой стрелке. После чего осуществляется обратная сборка.
А что будет, если порвётся
Некоторые автомобили имеют специальные предохранительные системы, которые позволяют минимизировать вред обрыва ремня ГРМ. Если же в вашей машине такой системы нет, то обрыв грозит серьёзными последствиями.
Главное, чтобы ремень ГРМ не порвался на дороге. Это может не только привести к серьёзной поломке двигателя, но и поставить под угрозу жизнь водителя и ближайших участников движения. Именно поэтому очень важно произвести своевременную замену.
Очень многое зависит от того, какой тип ремня ГРМ используется в вашей машине. В первом случае устройство обеспечивает синхронную работу клапанов и поршней, таким образом, чтобы они не встречались друг с другом.
В такой конструкции ремень ГРМ предотвращает столкновение клапана и поршня. Клапаны опускаются в камеру сгорания, а поршни уходят в другую сторону. Проще говоря, они находятся в одном и том же месте, но в разное время.
Когда ремень ГРМ рвётся в такой системе, то синхронизация теряется. Результат более чем плачевный. Поршни просто сгибаются под силой воздействия клапанов. Огромный ущерб наносится распредвалу. Естественно, ремонт подобных повреждений будет очень дорогостоящим. Именно поэтому так важно вовремя осуществить замену.
Правда, в некоторых случаях водителям везет, и поршни сохраняют свою целостность. Дело в том, что в теории, если элементы системы будут находиться в крайних точках друг от друга, то силы инерции не хватит для их столкновения.
К сожалению, на практике такое огромная редкость. Поэтому лучше проявить немного внимания к своему автомобилю и вовремя заменить ремень ГРМ без каких-либо последствий. К тому же его цена более чем доступная.
Второй тип конструкции, в которой используется ремень ГРМ, базируется совершенно на другом принципе работы. Здесь поршни и клапаны не встретятся друг с другом, даже если произойдёт обрыв. Внутри цилиндра гораздо больше пространства. Поэтому столкновение и не происходит.
Тем не менее это не значит, что про замену ремня ГРМ можно забыть. Во-первых, заглохнуть посреди дороги — это крайне сомнительное удовольствие. Во-вторых, подобная поломка на большой скорости может привести к потере управляемости и аварии.
Итоги
Ремень ГРМ — это важная деталь автомобиля. Несмотря на свою небольшую стоимость, его хорошее состояние напрямую влияет на работоспособность всей системы. Стоит шлейке порваться и урон для двигателя может быть огромным. Поэтому своевременная замена очень важна.