Содержание [скрыть]
Детонация двигателя может произойти в любое время в любом автомобиле. И эта проблема знакома многим автолюбителям. При этом, впервые столкнувшись с ней, многие из водителей не знают, что делать в сложившейся ситуации. Детонация двигателя возникает в результате целого ряда причин. Рассмотрим подробнее, в результате действия каких факторов, появляется такое неприятное явление и какие существуют методы её устранения.
Что такое детонация двигателя?
В норме для начала процесса сгорания топлива необходимо не только перемешать топливо с воздухом в нужной пропорции, но и дать такой смеси необходимую энергию. В бензиновых двигателях эту энергию даёт искра от свечи зажигания. Бывают случаи, когда происходит самопроизвольное неконтролируемое возгорание воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя. Этот процесс носит название «детонация».
Во время нормальной работы двигателя пламя распространяется со скоростью примерно 20-30 м/с, в результате детонации скорость распространения этого пламени увеличивается в десятки раз и составляет до 2000 м/с. В результате вы услышите металлический звук, который в простонародье называют «стуком пальцев». Этот звук возникает из-за того, что взрывные волны ударяются о стенки цилиндров. При детонации мощность двигателя существенно снижается, а топливный расход, наоборот, повышается.
Детонация способна происходить и при заглушённом моторе. В таком случае даже при выключении зажигания, мотор не перестаёт работать. Обычно, такая работа продолжается пару-тройку секунд, но иногда её длительность может достигать и 15–20 секунд. Нормального режима детонации не существует и, если в автомобиле происходит этот процесс, то необходимо принять все меры для его устранения.
Опасность, которую несёт детонация двигателя
По своей сути, рассматриваемый нами процесс, является взрывом, поэтому нетрудно понять, что в результате происходит разрушение двигателя. Цилиндры двигателя испытывают сильнейшую нагрузку, которая в конечном итоге приводит к поломке оборудования. Критическое повышение температуры в цилиндрах вызывает прогорание прокладки головки блока цилиндра, которая является первой деталью, приходящей в негодность в результате детонации.
Так как она может выносить только кратковременные термические и механические нагрузки. При самом плохом раскладе, детонация способна привести к необходимости замены коленчатого вала, головки блока, поршневой группы, блока цилиндров.
Детонация условно делится на допустимую и недопустимую.
Допустимую детонацию автолюбители часто даже не замечают. Она появляется при небольших оборотах и быстро завершается. Возникает она в двигателях, имеющих небольшой объем, большую мощность и высокий крутящий момент.
Недопустимая возникает на высоких оборотах при повышенной нагрузке. Даже проведя несколько секунд в таких условиях, двигатель автомобиля может получить очень сильное повреждение.
Видео о последствиях детонации:
Причины детонации
Как уже говорилось выше, причин существует очень много:
- неудовлетворительное качество бензина;
- несоответствие октанового числа бензина;
- условия эксплуатации автомобиля;
- грязный топливный фильтр;
- ограниченные топливные инжекторы;
- неисправные форсунки;
- неправильная работа топливного насоса;
- неверная подборка свечей зажигания;
- плохой датчик О2;
- особенности конструкции двигателя;
- проблемы охлаждения мотора и пр.
Рассмотрим распространённые причины детонации при выключенном зажигании.
Несоответствие октанового числа бензина
В бензиновом двигателе воспламенение топлива происходит в результате выделения искры свечами зажигания. Октановое число является главнейшей характеристикой бензина. Чем оно больше, тем более устойчиво это топливо к детонации, т. е. тем больше можно сжать ТВС. Так, если залить в бак автомобиля, рассчитанного на использование бензина с октановым числом равным 95 и выше, бензин, имеющий октановое число 80, то очень вероятно, что двигатель начнёт детонировать, в том числе и при выключении зажигания.
Неудовлетворительное качество бензина
Бывает и так, что вы используете бензин с подходящим октановым числом, но детонация при выключении зажигания всё равно происходит. Причина в том, что недобросовестные владельцы АЗС пытаются самостоятельно увеличить значение октанового числа путём добавления в него сжиженного метана или пропана. Такая самодеятельность приводит к появлению низкокачественного топлива, которое и является причиной детонации. Так как метан и пропан быстро испаряются, а бензин, имеющий низкое октановое число, остаётся в топливном баке автомобиля. В результате самовоспламенения такого топлива, образуется нагар, который вызывает калильное зажигание (воспламенение топлива от образовавшегося нагара и раскалённых электродов), а двигатель не прекращает свою работу даже после того, как было выключено зажигание.
Конструктивные особенности двигателя
Детонация может возникнуть и по причине конструктивных особенностей двигателя, например, таких как:
- конструкция камеры сгорания;
- конструкция днища поршня;
- степень давления;
- размещение свечей зажигания и т. п.
Например, чем выше степень давления, тем двигатель более склонен к детонации.
Условия эксплуатации
Некоторые условия эксплуатации автомобиля также являются причиной появления детонации. Так, если автомобиль долго движется с невысокой скоростью и при повышенной передаче, то происходит повышенный нагрев деталей, что, в свою очередь, приводит к описываемому процессу, даже в случае выключенного зажигания.
Неверная подборка свечей зажигания
Часто автовладельцы пренебрегают советами производителей и приобретают не рекомендованные к использованию свечи зажигания, а более дешёвый вариант. Но свечи зажигания работают в максимально точных условиях и контролируют внутреннюю среду мотора. Поэтому неправильная их подборка приводит к повышению температуры нагрева ходовых частей, что является причиной детонации при выключении зажигания.
Видео о причинах детонации топлива
Методы устранения детонации при выключении зажигания
Рассмотрим основные методы устранения детонации.
Метод 1. В первую очередь обратите внимание на топливо, которое вы используете. Не стоит на нём экономить. Ведь чаще всего бывает, что чем оно дешевле, тем ниже его качество. Не стоит забывать поговорку: «Скупой платит дважды». Сэкономив несколько рублей на горючем, вы можете понести крупные расходы по ремонту двигателя автомобиля. Пользуйтесь услугами только проверенных АЗС с топливом высокого качества, с октановым числом рекомендованным производителем авто.
Метод 2. Произведите проверку угла зажигания. Преждевременное зажигание является причиной перегревания деталей и, как следствие, к детонации даже при выключении зажигания. Угол зажигания должен соответствовать норме.
Метод 3. Проверьте свечи зажигания и при необходимости произведите их замену.
Метод 4. Если ваш автомобиль долгое время используется с минимальной нагрузкой, то в камерах сгорания происходит накопление нагара, что может привести к детонации при выключении зажигания. Поэтому необходимо периодически давать высокую нагрузку на мотор (движение с высокими оборотами при повышенной передаче и динамичные разгоны).
Метод 5. Если во время детонации вы заметили зелёный или чёрный дым, выходящий из выхлопной трубы, значит поршни вашего автомобиля разрушились или находятся в процессе разрушения, а дым свидетельствует о выбросе алюминия через выхлопную трубу.
В такой ситуации следует заменить всю поршневую систему.
Метод 6. Ещё одним методом устранения детонации при выключении зажигания является уменьшение температуры в камере сгорания с помощью нагнетания воды или интеркулера. Охладитель забирает нагнетённый воздух и направляет его через несколько воздушных охладителей, благодаря чему температура понижается.
Если зажигание происходит вовремя, качество топлива высокое с соответствующим октановым числом, свечи в полном порядке, но детонация всё равно происходит, то возможной её причиной может быть перегрев. Часто случается, что мотор «дёргается» после выключения зажигания. В этом случае стоит проверить состояние термостата и количество охлаждающей жидкости. В случае неполадок с термостатом необходимо немедленно обратиться к специалистам.