Бурильно-крановые машины
Основное назначение, для которого создавались бурильно-крановые машины (БКМ), это строительство линий электропередач. Машина бурит в грунте скважину и погружает в нее бетонную опору ЛЭП. Аналогичные задачи решаются этой техникой в строительстве при устройстве свайных фундаментов. В этом случае, если используются винтовые сваи, машина может их завинтить на необходимую глубину. Бурильно-крановое оборудование устанавливается на базовом шасси – грузовиках различных типоразмеров, колесных и гусеничных тракторах. Пользуются высокой популярностью БКМ на базе КамАЗ, мощные, высокопроходимые и надежные машины.
Практически все известные конструкции бурильно-крановых машин можно разделить на два больших класса: мачтовые и крано-манипуляторные.
Мачтовые бурильно-крановые машины
Данная конструкция БКМ – наиболее простая. На грузовике или на тракторе крепится подъемная мачта, вдоль которой перемещается буровое устройство. Эта же мачта используется в качестве стрелы кранового механизма, поднимающего опору ЛЭП или сваю и опускающего ее в скважину. Привод вращения бурильного инструмента и подачи его на скважину, а также привод крановой лебедки могут быть как механическими, так и гидравлическими. Вспомогательные движения – подъем мачты, выдвижение дополнительных опор обычно выполняются гидравлическим путем.
Мачтовые БКМ могут быть различных типоразмеров, и устанавливаются они на базовых средствах разной грузоподъемности и проходимости. Легкие используются в городских условиях, тяжелые вездеходы – на пересеченной местности.
Крано-манипуляторные БКМ
В данном случае на шасси базового грузовика или трактора устанавливается поворотная колонна с телескопической стрелой крана-манипулятора. Бурильное устройство подвешивается на стреле, на вершине стрелы может монтироваться монтажная люлька для высотных работ. Грузовик при этом не лишается возможности перевозить грузы, которые сам же может и погрузить.
Если базовый грузовик имеет сдвоенную кабину, он может вывезти к месту работ целую бригаду. В кузов грузятся сваи, рабочие усаживаются в кабине, и машина отправляется к месту работы, преодолевая при необходимости пересеченную местность. На месте машина устанавливается на выдвижные опоры и приступает к бурению скважин. В пределах вылета стрелы оказывается обширная зона, в которой бурение возможно без переустановки машины. Далее в скважину крановым механизмом устанавливается опора ЛЭП, и к ее вершине в монтажной люльке поднимаются рабочие для натягивания проводов. Данный вид техники – один из наиболее широкоуниверсальных строительных механизмов.
Краны-манипуляторы используются не только для бурения скважин. Они могут грузить самые разные штучные грузы, а с использованием грейфера – и сыпучие. Часто такими кранами оснащаются лесовозы, которые загружаются непосредственно в местах рубки леса.