Эта процедура собой представляет комплекс методов, которые нужны для того, чтобы определить техническое состояние того или другого устройства. И диагностическое оборудование выступает в качестве средства поиска различных неисправностей. Оно может различаться по применимости, сложности при эксплуатации и исполнения, возможностям, точности анализа.
Современные автомобили оборудованы электронными блоками управления автомобилем или просто ЭБУ, которые способны записывать, а также сохранять информацию о случившихся сбоях, поступающую из стандартных датчиков при работе систем. Это обеспечивает диагносту возможность узнать о «блуждающих» неисправностях, которые образуются в определённые периоды времени. В некоторых ЭБУ имеется потенциал сохранения не только самих кодов выявленных ошибок, но также и актуальных именно в тот момент рабочих параметров систем.
Оборудование, использующиеся при диагностике
Диагностическое оборудование можно поделить на группы. К первой группе относятся сканеры, которые могут диагностировать практически все системы автомобиля. Вторая группа – это мотор-тестеры, назначение которых заключается в основном в диагностике ЭБУ двигателя и автомобильных осциллографов. Третья группа представляет собой приборы, которые тестируют определённую систему.
Автомобильный сканер
Данное устройство предназначено для диагностики электронной «начинки». Его главной особенностью является то, что у него отсутствуют собственные датчики, он подключается прямо к ЭБУ и считывает всю информацию из системы. Так как современные автомобили (особенно американские) содержат в себе довольно много ЭБУ, очень часто найти и ликвидировать различные виды неисправностей бывает практически невозможно без сканера. И именно эта главная причина того, что популярность таких приборов постоянно растёт.
Некоторые сканеры могут даже считывать параметры ЭБУ вместе с кодом ошибки, что даёт возможность для диагноста не только узнать о неполадке, но и выявить, каковы были причины её возникновения. Помимо всего прочего, многие приборы могут снимать и текущие параметры не только со стандартных датчиков, но также и при помощи дополнительных функциональных возможностей, к примеру, осциллографа, мультиметра и других.
Обычно функционал и тех и других является одинаковым, но они отличаются удобством в эксплуатации. Выбор одного или другого типа обуславливается личными предпочтениями и необходимостью. Очевидно, что и у того и у другого оборудования присутствуют свои достоинства. Автономный прибор отличается большей мобильностью, однако, у программного комплекса более удобный интерфейс, который выполнен на базе уже давно знакомой операционной системы.
Выделяют несколько типов сканеров:
- Дилерские сканеры. Способны работать с определённой маркой автомобиля или даже с некоторым количеством «родственных» марок. Имеют самый большой набор функций и так называемую ведомую диагностику. Это говорит о том, что сканер может не только выдавать код ошибки и место её присутствия. Он будет вести диагноста по определённому алгоритму, при этом сообщая возможные причины появления ошибки и варианты устранения проблемы.
- Мультимарочные сканеры. Эти устройства работают с самым настоящим «автопарком», что считается их главным преимуществом. Производители автомобилей применяют различные протоколы обмена данными и разную конфигурацию диагностических разъёмов. Отличие мультимарочных автомобильных сканеров состоит в том, что они могут работать сразу с несколькими протоколами и оснащаются набором кабелей-адаптеров.
Однако функциональные возможности подобных сканеров по каждой марке являются ограниченными. К примеру, мультимарочные сканеры практически не могут перепрограммировать ЭБУ и не предназначены для адаптации механизмов исполнения. Они не оснащены опциями ведомой диагностики, поэтому они просто выдают код ошибки и место её возникновения. Для того чтобы решить проблему, техникам придётся воспользоваться специальными справочниками, которые могут расшифровывать код, и потом самостоятельно искать выход. Одними из наиболее популярных марок мультимарочных сканеров на сегодняшний день являются Launch X-431и AutoBoss, которые способны работать с большим рядом автомобилей иностранного производства.
Осциллографы и мотор-тестеры
Осциллограф – это прибор, который даёт возможность в числовом или в графическом виде получать данные, касающиеся работы той или иной системы, а также узнавать виды её исправности путём сравнения полученных сведений со значениями стандартными. Современные осциллографы для автомобиля оснащаются целым рядом дополнительных датчиков, которые позволяют прибору частично выполнять работу мотор-тестера.
Мотор-тестер сочетает в себе функции автомобильного осциллографа и самого устройства, которое тестирует работу электрооборудования двигателя. В отличие от сканера мотор-тестер может получать информацию со своих собственных датчиков, а не из общей базы. При режиме осциллографа устройство выдаёт информацию о корректной работе датчиков ЭСУ. Мотор-тестер проверяет параметры цепей системы зажигания и другое. В режиме тестера он диагностирует, как правильно работают различные составляющие систем двигателя.
Они могут использоваться не только для тестирования двигателя, но также и для диагностики других систем. Так некоторые могут быть оснащены имитаторами сигналов – устройствами, которые создают аналог стандартных сигналов датчиков систем управления автомобилем
В дополнительные опции может включаться функция тестирования неэлектрических параметров, к примеру, давление топлива и масла.
Другое оборудование для диагностики
Корректоры одометров. Основной функцией этих приборов считается изменение показаний спидометров. Однако кроме изменения имеющихся данных прибор волне может применяться как программатор. К примеру, при смене покрышек меньшего диаметра на покрышки большего диаметра для правильной работы спидометра требуется внести изменения в ЭБУ.
Диагностическое оборудование, предназначенное для иммобилайзеров
Иммобилайзеры применяются для предотвращения угона автомобиля, однако они не гарантируют избежание сбоев работы, ошибок в действии брелоков и так далее. Для того чтобы считывать информацию, удалять ошибки и перепрограммировать и предназначен данный тип устройств.
В зависимости от того, какой модели и производителя является устройство, различаются функциональные возможности оборудования для работы с иммобилайзерами. Одни из них используются только для создания копий кодов, другие способны отыскивать причины появления неполадок, стирать коды ошибок, которые могут привести к трудностям с использованием автомобиля.
Так же, как и сканеры, программаторы, корректоры одометров и оборудование для работы с иммобилайзерами выпускается как для тестирования систем определённых марок автомобилей, так и универсальные, которые способны работать практически с каждым автомобилем.