Содержание [скрыть]
Неприятные ощущения охватывают вас, когда руль буквально вырывается из рук, начинает, как вам кажется, беспричинно и бесконтрольно дёргаться. Но это не так, биение рулевого колеса в момент торможения и на скорости – это только следствие, а не истинная причина. Их всего несколько. Основная – неправильная работа узлов машины, из-за которой биение через подвеску передаётся на рулевое колесо. Если от неё не избавиться, последствия окажутся серьёзными, представляющими опасность для жизни.
Вибрация рулевого колеса на скорости
Основная причина биения на скорости связана с колёсами, дисками и передней ступицей. Это прежде всего разбалансировка колёс. Начинается вибрация, как правило, на скорости 90 км/час и почти заканчивается при разгоне до 120. Она означает то, что на повышенной скорости балансировочные грузики смещаются и возникает самоцентровка, но с уменьшением скорости биение опять возрастает.
Такой процесс можно сравнить с работой стиральной машины. Сложив в барабан машины бельё неравномерно, создаём условия для сильной вибрации в начале раскрутки. Набрав скорость и выровняв центр тяжести с помощью центробежной силы, центрифуга продолжает крутиться спокойно без биения. Масса белья внутри самораспределяется. То же происходит и с нашим колесом. Такое колесо нужно отдать в шиномотажную мастерскую, чтобы специалисты его отбалансировали.
Разбалансировка колеса может происходить из-за элементарной грязи, попавшей на него и засохшей в отдельных местах. Для этого нужно всего лишь очистить диск от грязи.
Спровоцировать вибрацию колеса может дефект шины. Покрышка, у которой наблюдается деформация или большой износ – это явная причина биения рулевого колеса.
Наиболее часто встречающиеся дефекты бывают следующие:
- разрыв металлической оплётки(корда) внутри шины. В этой части покрышки наблюдается характерная выпуклость;
- при попадании в колдобины, в ямы с резкими краями и проезда через рельсы, на бортах покрышки выступают вздутия или шишки;
- шины с заводским браком, который виден невооружённым взглядом.
Часто биение рулевого колеса происходит от элементарной невнимательности, когда колесо закреплено недостаточно сильно. Скорее всего, водитель не затянул как следует болты крепления. Штампованные диски из стали не выдерживают сильный удар и происходит нарушение его геометрии. Повреждение колёсного диска таким образом, служит причиной биения руля. В результате удара деформируется, как правило, лишь край диска. Кованые диски хорошо держат удар и меньше всего подвергаются деформации. Устранить такую проблему можно при помощи реставрационного станка для прокатки дисков.
Создать проблему с вибрацией можно, поставив неподходящие диски, которые несовместимы с техническими параметрами машины. Узлы подвесной системы в этом случае подвергаются дополнительным нагрузкам. Детали изнашиваются гораздо быстрее, увеличиваются люфты в посадочных гнёздах и начинается вибрация рулевого колеса.
Иногда вибрация колеса происходит при наборе скорости. В этом случае виновата деформированная ступица, которая стала таковой в результате удара. Происходит износ подвески аналогичный использованию неподходящих дисков.
Биение рулевого колеса на скорости свыше 90 км/час на заднеприводных машинах чаще всего возникает от неправильной балансировки карданного вала. При замене крестовин путают порядок их установки, что приводит к разбалансировке и вибрации. Для устранения этой причины, надо поворачивать карданный вал в местах крепления до тех пор, пока не пропадёт биение.
Следующей причиной вибрации на скорости, связанной с управлением, может быть люфт маленького карданчика, расположенного под кожухом в месте, где колонка руля входит в корпус машины. Попробуйте пошатать этот карданчик и почувствовав люфт, снимите его. Затем, разобрав этот узел, вы разглядите повреждения на нём, которые и есть истинная причина биения рулевого колеса на скорости. Установите новый карданный узел рулевого управления, и вибрация руля исчезнет.
Вибрация рулевого колеса при торможении
Такая проблема связана с элементами тормозной системы. Самая простая и распространённая причина – это грязь, попавшая на тормозной диск и там засохшая. Нужно снять суппорт и очистить его и диск от грязи, заодно все узлы, находящиеся рядом.
Другая причина возникновения вибрации руля при торможении – это когда диск и тормозные колодки изнашиваются не всегда равномерно. При неравномерности износа диска, на нём появляются канавки и борозды, которые не дают плотно прилегать фрикционной части колодок к зеркалу диска. В итоге появляется вибрация. Можно проточить диск, если его толщина это позволяет, но гораздо проще заменить всё в комплексе, не жалея затрат.
Возникновению биения руля может содействовать песок, попавший на диск или некачественная фрикционная накладка колодки, дающая много абразивного материала при торможении. Когда толщина диска подходит к границе установленных размеров, то от перегрева при тормозном процессе его поведёт, геометрия будет нарушена и возникнет биение, которое разрушит тормозные колодки. При этом фрикционная часть тормозной колодки свободно ходит в металлическом каркасе и возникает вибрация рулевого колеса.
Такое свободное болтание может привести к отрыву всей тормозной колодки и заклиниванию диска, что чревато аварийной ситуацией.
Вибрация рулевого колеса на поворотах, неровной дороге и холостом ходу
Если вы заметили при выполнении поворота биение рулевого колеса, то можно с уверенностью сказать, что в этом виноваты ШРУСы или сайлентблоки. Замена этих деталей процесс достаточно трудоёмкий, но выход только один – менять нужно срочно.
Когда производите замену ШРУСов, внимательно проверьте состояние подшипников передней ступицы.
Весьма распространенной причиной биения руля на неровностях дорожного покрытия – это заметная разница давления в шинах. Разница в давлении допускается не более чем пол-атмосферы, если она больше, управлять машиной становиться весьма затруднительно. Не поленитесь, внимательно прочитайте инструкцию, там указано какое оптимальное давление должно быть в шинах при различной загрузке. Отсюда вывод: перед каждым выездом необходимо проверять давление в колесах.
При неисправностях в амортизаторах, когда вы проходите поворот на скорости, заметно как вибрирует руль. Причиной могут служить износившиеся резиновые втулки и подтекание жидкости из этих узлов. Пришло время ставить новые амортизаторы.
Рулевая рейка, а точнее, её износ приводит к появлению вибрации на руле. Свободный ход руля заметно возрастает и приходится реечную часть прижимать болтом для регулировки. Затягивать его нужно до момента, не позволяющего ей отходить в нейтральное положение. В этом случае вибрация уменьшается, но не пропадает и от её воздействия постепенно увеличивается зазор на рулевой рейке. Выход один – замена этого узла.
При работе двигателя на оборотах холостого хода, биение руля может возникнуть из-за сильного износа подушек крепления мотора и коробки передач. Работа по замене этих деталей сложности не представляет.
Поломка или плохая балансировка кондиционера вполне могут стать причиной вибрации рулевого колеса. Когда вентилятор кондиционера всё время поддерживает максимальные обороты, значит, радиатор его сильно загрязнён или даже забит. Такой режим работы вентилятора способствует появлению биения руля. Для устранения вибрации надо очистить радиатор кондиционера, а это всего лучше делать на автосервисе.
Биение рулевого колеса может появиться при неисправностях в системе зажигания, а очень заметно это при «троении» двигателя. Система зажигания – узел сложный, и шутить с ним не следует. В таком случае надо заменить свечи и пройти диагностику двигателя.
Ещё один интересный момент, когда выворачиваете рулевое колесо на месте при запущенном двигателе также может возникнуть вибрация на холостом ходу. Это происходит при износе рулевых тяг и наконечников или при ослаблении их затяжки. Проверьте рулевые тяги с помощником: он держит рулевое колесо, а вы на поддомкраченном автомобиле проверяете их свободный ход.
Когда выработка в тягах рулевого управления большая и они свободно болтаются, возникает вибрация рулевого колеса. Во время движения, это может привести к отрыву тяги рулевой системы и сделать автомобиль неуправляемым, что даже на небольшой скорости создаст аварийную ситуацию. Заменив тяги рулевого управления и наконечники, обязательно выполните работы для установки правильного схождения и развала.
Большая выработка шаровых опор также приводит к возникновению вибрации на руле. Для проверки поднимите на домкрате полностью колесо, автомобиль установите на надёжную и устойчивую опору и опустите домкрат. Одной рукой возьмитесь за верх колеса, другой рукой держите низ. Раскачивайте колесо вдоль балки. Если узел имеет выработку, то люфт вы сразу почувствуйте. Такую опору надо менять.
Всех автовладельцев мучает вопрос, что означает вибрация и в чём её причины? Тем не менее, какие бы ни были причины – биение руля, явление, выходящее из ряда нормальных. Это сигнал тревоги, который посылает нам автомобиль. Откладывать поездку в диагностический центр и последующий ремонт машины нельзя ни в коем случае, иначе вы рискуете автомобилем и своим здоровьем.