Важнейшая вещь, о которой нужно помнить при подготовке для форсированного двигателя шатунов – это их прямизна. Даже слегка изогнутые или деформированные шатуны могут значительно сократить мощность двигателя, ведь поршень в отверстии цилиндра они удерживают под углом, что увеличивает трение. Проверка совмещения – это первоочередная задача при сборке форсированного двигателя.
Помимо прямизны нужно будет проверить размеры отверстия, где расположен большой конец шатуна. Если есть необходимость, отверстие следует обработать так, чтобы диаметр достиг требуемого размера. Если шатун подвергался большим нагрузкам от детонации, то в головке шатуна отверстие может оказаться увеличенным или деформированным (если это произошло, шатуны необходимо проверить на наличие трещин). Шатуны с деформированными большими концами приводят к тому, что поворачиваются вкладыши шатунных подшипников, и в результате двигатель приходит в неисправное состояние.
При работе двигателя на высоких оборотах отверстие следует подобрать с большого конца шатуна для того, чтобы размеры его соотносились с нижним пределом допуска, который был озвучен фирмой-производителем. Это даёт возможность увеличить «обжатие» подшипника, а так же уменьшить риск выхода подшипника из строя. Не забывайте, что в отверстии подшипник удерживается только силой трения, а не язычками на вкладышах, поэтому нужно точно выбирать посадку.
Если вы намерены добиться высоких значений характеристик эксплуатации, создать которые может повышенная степень сжатия, то достаточно важно применять шатуны, которые были изготовлены из лучших материалов на самом лучшем оборудовании. Если октановое число топлива низкое, это может вызвать детонацию, а вызванные детонацией высокие нагрузки вполне способны разрушить вкладыши подшипников.
Болты шатунов – это именно те детали, на которые часто не обращают внимания. Тем не менее, для надёжной работы подшипников играют они весьма значимую роль. Из-за растянутых от нагрузок болтов значительно уменьшается зажимной эффект, захват шатуном вкладышей подшипников ослабевает. Выбирать нужно по одному простому правилу: покупайте наилучшие болты, которые только удастся вам найти. Не пользуйтесь повреждённым шатуном повторно, когда при проверке после разборки было обнаружены повреждение, которое появилось из-за переворачивания вкладышей. Вероятно, что отверстие в большом конце шатуна превышает допустимое значение в 0,025 миллиметров, и можно только при помощи специального устройства полностью перешлифовать отверстие. Однако такой пример, когда шатуну можно вернуть однородность механическую, можно считать лишь частным случаем.
Нежелательные напряжения в углах площадок шатунных болтов и в самих болтах может спровоцировать «развёртка» или перешлифовка шатунной крышки. Эти напряжения могут являться причиной дефектов шатуна. Не вздумайте пытаться сохранить несколько деталей, считая это процедурой спасения, особенно если двигатель форсированный. При первом признаке неисправности подшипника нужно сразу менять старый шатун на новый.
Восстановленных шатунов нужно избегать за исключением тех случаев, когда они восстанавливались в мастерских с очень хорошей репутацией. Если приобрести восстановленный шатун в надёжной мастерской вы по какой-либо причине не можете, то приобретите новый. Если у вас есть сомнения в надёжности восстановленного шатуна, не рискуйте, а так же покупайте новый, потому что экономия в данном случае может привести к серьёзным последствиям.
Ещё одним важным моментом конструкции шатуна можно считать общий вес. Практически все шатуны имеют на своих концах балансировочные подушки большого размера. Убрать около 10 процентов веса шатуна можно уменьшая подушки или полируя выступающие участки. Это никак не скажется на мощности двигателя, однако позволит улучшить разгон автомобиля. Перед «обработкой» шатуны нужно проверить на наличие трещин. При обнаружении серьёзных трещин шатун придётся заменить, незначительные дефекты можно попробовать убрать с помощью шлифовки.